Страшный Тегеран: на иранскую столицу свалилась неожиданная свобода нравов

28 сентября 2025 года санкции против Ирана, которые были приостановлены 10 лет назад, были возобновлены в наиболее строгой их форме. Реакция иранского правительства оказалась неожиданной: был введен запрет на негативные высказывания о этих мерах. После 12-дневной войны с Израилем в июне ожидали, что власти Исламской Республики Иран усилят репрессии в отношении своего народа и начнут активно оплакивать погибших (более 30 представителей высшего военного руководства Ирана и около 20 специалистов в области ядерных исследований были убиты). Однако вместо этого правительство Ирана запретило … высказываться негативно о санкциях со стороны прогрессивного мира. Мол, зачем говорить о плохом, когда жизнь так прекрасна и разнообразна?! В Иране, вместо траура, начались уличные рейвы и женские мотопробеги.

Страшный Тегеран: на иранскую столицу свалилась неожиданная свобода нравов

Совет Национальной Безопасности, ранее известный как главное карательное ведомство до 13 июня, неожиданно заявил, что «ношение хиджаба (общее название дозволенного шариатом внешнего вида как женщин, так и мужчин. – прим. «МК») сегодня не является приоритетным вопросом нацбезопасности». И на улицах иранских городов, словно по волшебству, появились не только мужчины в шортах (ранее короткие брюки были запрещены для сильного пола даже в самую жару), но и женщины в мини-юбках и шортах. И не только появились, но и начали выкладывать свои снимки в таком виде, ещё и танцуя на улицах, во все «запрещенограммы». Кроме того, они рассылали друзьям сообщения с подписью, что «нам теперь не нужен ни Дубай, ни Турция, ни Барселона, ни даже Нью-Йорк (до 13 июня, когда началась война с Израилем, состоятельные иранцы летали в эти места, чтобы расслабиться и отдохнуть от запретов – авт.), в сегодняшнем Тегеране веселее, чем везде». Иранский Совет Нацбезопасности, который раньше следил за пользователями заблокированных в стране западных соцсетей, конечно же, всё это замечает. Но вместо наказаний на днях он сделал официальное заявление, что «жить в ногу со временем – священный закон Ислама».

Что это – невиданная гибкость? Или всё же коварная восточная хитрость, временный маневр религиозных правителей, чтобы их народ не воспользовался предложением «израильской медведицы» (в народе израильскую атаку назвали «дустие хале херсе» — дословно «дружба тети медведицы», по-русски «медвежья услуга») и не сверг их? И как долго продлится сегодняшняя свобода, которую иранские зумеры считают своей «танцевальной победой» (запрет на музыку и танцы нарушался любящими это дело иранцами чаще и упорнее всего и раздражал даже больше хиджаба – авт). Сегодня иранская молодежь верит, что «утанцевала» мулл, а старшее поколение, помнящее исламскую революцию 1979 года, ищет ответы в воспоминаниях:

— Я помню, что во время революции разбивали витрины и выливали спиртное никакие не верующие старцы и не декхане (крестьяне. – Авт.), хотя именно они при шахе больше всего страдали, — вспоминает 55-летняя тегеранка, которой в революцию было 9 лет. — Декхане как раз оставались у себя в дехестанах (сельские объединения. – Авт.), им до столицы даже доехать было не на что, да и с поля как бросишь. Ликер-шопы и прочие символы шахского «прозападничества», за которое его и свергли, громили студенты тегеранских университетов – то есть, молодежь. Молодые люди были главными и самыми активными революционерами. Однако молодежных течений, как и противоречий между ними, было слишком много. Исламское направление изначально не было основной силой революции, просто эта ветвь во главе с Хомейни в итоге оказалась более выносливой и жизнеспособной, так как аятолла обладал даром убеждения и смог убедить не только религиозных декхан и пожилых людей, но и всех остальных.

Иранцы помнят, как, узнав о начале перестройки в СССР, аятолла Хомейни написал письмо Михаилу Горбачеву с предложением «вместе пойти по пути ислама». Советский лидер не ответил ему, на что Хомейни обиделся и предсказал: «Тогда к началу нулевых они погрязнут в воровстве, бандитизме, наркомании и порнографии». Это произошло в 1986 году.

— Кстати, целый год после победы революции Хомейни лично ничего не запрещал, — вспоминает очевидец исламской революции. — А точечные расправы над нарушителями «норм шариата» на улицах – женщинами без платка или воркующими парочками – больше дело рук самых рьяных стражей исламской революции, которых набрали из крестьянских парней, не грамотных, но очень верующих. Их и называли «фанатиками». Все они были из очень простых, но соблюдающих семей (не просто верующих, какими являются почти все иранцы, но строго живущих по шариату, и таких в основном в сельской местности. – Прим. «МК»). А наш народ с конца Второй Мировой Войны обходился без жестких религиозных догм, забыли уже, чего нельзя по шариату. А когда пошли запреты сверху, многие были поражены, не такой «свободы» они добивались революцией, хотели просто избавиться от паразита в лице шаха и его семьи и богато зажить на нефтедоллары всей страной, проведя демократические реформы. По крайней мере, молодежь именно этого и хотела, и в приверженности традиционному вероисповеданию вместо навязываемых шахской семьей западных ценностей не видела ничего плохого. Но всё пошло не так. А когда это стало понятно, было уже поздно.

Моя собеседница считает, что с последствиями исламской революции часть иранцев не смирилась, а просто адаптировалась:

— Откровенно говоря, за исключением, возможно, 8 лет ирано-иракской войны и, по крайней мере, в Тегеране всегда имелись то, что исламские власти считают ужасными грехами – алкоголь, разврат, не говоря уже о подпольных вечеринках со всеми вытекающими развлечениями. В свете менталитета иранцев это никакое не лицемерие: мы любим тех, кто не боится нарушать, особенно молодежь. Но при этом есть такие ценности, которые даже для самого юного иранца непоколебимы: это уважение к старшим, любовь к дому и семье, а значит, по большому счету и к своей стране. Вы удивитесь, но многие молодые парни и девушки действительно верующие, просто не хотят быть «соблюдающими», а желают быть обычными «светскими мусульманами», как это разрешено всем желающим, к примеру, в Турции. По большому счету у мусульман так можно, если это не противоречит семье. А в Тегеране почти все семьи поддерживают желание своих дочерей снять платок и манто (положенная шариатом женская свободная накидка. – Прим. «МК»). Поэтому с 2003 года у нас совершались все грехи – и я бы сказала, намного активнее, чем если бы они не были под запретом. Например, шариат запрещает мусульманам давать деньги в рост – то есть, кредиты и банковское дело в целом. Но у нас нашли выход через исламский банкинг, где банк не кредитует клиента под процент, а сам выкупает необходимый товар или объект, а затем продает его в рассрочку. Но такие условности молодежи не понравились, и в какой-то момент весь асфальт в Тегеране был исписан предложениями кредитов под процент от частных лиц и финансовых организаций. На всю улицу было написано: «Не на что жениться? Ссужу под процент на достойную свадьбу» — и телефон. То есть, эти люди не боялись, что им позвонят не заемщики, а пасдараны («страж» – в переводе с персидского, обиходное название Корпуса стражей исламской революции (КСИР), созданного в 1979 году после победы исламской революции для «охраны её завоеваний»).

Тем не менее, в долговечность нынешней свободы 55-летняя тегеранка не верит и предостерегает от «глупостей» свою 25-летнюю дочь, уверенную, что это навсегда. Ее мать считает, что нынешние власти просто вспомнили мудрость Хомейни и решили поступить не так, как от них ожидают. Не давить на молодежь, рискуя вызвать обратный эффект, как это было в 22-м и 23-м году во время массовых протестов против режима после гибели Махсы Амини (22-летняя иранка скоропостижно скончалась в сентябре 2022 года после «воспитательной беседы» в тегеранском отделе полиции нравов, куда ее забрали за «небрежно повязанный платок». — Авт.), а, наоборот, переключить внимание молодых на то, что им хочется больше всего. А это не демократические доктрины и политическое переустройство, а развлечения и возможность не носить опостылевший хиджаб. По мнению старших, власти попали в точку: тегеранские зумеры сейчас только и заняты развлечениями.

А вот иранская молодежь не верит в возвращение родной столицы к прототипу города – героя романа Каземи («Страшный Тегеран» — роман иранского прозаика Мортеза Каземи, история тегеранских Ромео и Джульетты на улицах и площадях столицы в 1920-е годы, где царит власть денег, беззаконие, взяточничество и социальные предрассудки.  – Прим. «МК») и показывает гид по столице Исламской Республики, который до июньской 12-дневной войны был немыслим: где выпить, потанцевать и весело провести время в Тегеране. Путеводитель пока официально не издан, хотя такое не исключено (частный издательский бизнес в Иране процветает, конкурируя друг с другом и борясь за читателя изданием игровых (травелоги, совмещающие полезные сведения с увлекательными историями, альбомами, комиксами и т.п.) и переводной литературы. – Авт.). Но уже распространяется в Сети «для своих», убеждая, что туризм в Иране не будет скучным и религиозным. Если верить этому рукотворному травелогу, найти в столице Исламской Республики алкоголь – проще простого. А любовника любого пола и возраста хоть на час, хоть на 15 минут – еще проще.

— У нас все знают, где встречаются с любовниками и где стоят проститутки, но ничего плохого с ними не происходит, — говорит 20-летняя тегеранка с матчем в руках (в столице новый тренд – гулять со стаканом «баббл-ти»). — В путеводителе даже указаны адреса мест, где можно завести знакомства с порядочными студентками, это кафе, куда заходят раскрепощенные девушки из приличных семей. Это теперь не остановишь!

Иран всегда удивлял «градусом общения» между людьми, который более теплый, чем где-либо: например, в женском вагоне тегеранского метро стоящая пассажирка может спокойно положить на колени сидящей свои сумки, даже если видит её впервые в жизни. И если туристка стоит с поклажей, то может без предупреждения устроить её на коленях сидящей местной незнакомке, в ответ она лишь улыбнется. Но, скорее всего, предложит подержать ношу гостьи сама. То есть на простом человеческом уровне иранцы склонны помогать друг другу, поддерживать и объединяться. А тем более на уровне семей, где родители всегда встанут за своих детей, а дети за родителей. Внешние наблюдатели считают, что при таком менталитете власти смогут отнять уже выданные «плюшки» только с применением силы, которая, в свете вышеописанного, может их же и погубить.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях