Вы скажете, так не бывает. Но для наших бюрократов нет ничего невозможного — российские бюджетники, врачи и учителя, хорошо знают: проценты в докладах о повышении расходов на медицину и образование вовсе не означают, что у них вырастут зарплаты.
В соответствии с федеральным бюджетом на 2024-2026 гг. в нынешнем году расходы на образование должны вырасти на 10%. Но практика показала, что в этих цифрах есть своя хитрость: прирост финансирования в 2024 году запланирован далеко не по всем отраслям образования. Предполагается, что существенно снизятся расходы на дошкольное и дополнительное образование, на прикладные исследования в сфере образования.
«Сокращены федеральные расходы на дополнительное образование детей — на 28,4%. Это, мягко говоря, странно, поскольку мы прекрасно знаем, что даже в столичных городах значительная, если не большая часть дополнительного образования переведена на платную основу. И это ненормально. Согласно указу президента, к 2020 году половина всех детей должна получать дополнительное образование за счет федерального бюджета. Ни один представитель ни одного министерства не смог ответить на мой вопрос, а сколько же сейчас детей в регионах получает дополнительное образование за счет федерального бюджета», — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
Большая неразбериха возникла и с зарплатами учителей. Эксперты выяснили, что формальное повышение выплат, по сути, обернется их понижением и педагоги в очередной раз стали беднее. «Фонд заработной платы работников образования в федеральных учреждениях увеличен на 9,8%. Много это или мало? Этот фонд должен индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы по экономике страны. Согласно опять же официальным данным, средняя зарплата в 2024 году вырастет на 12,4%», — заявил Смолин. По мнению депутата, это значит, что учителя опять остались на обочине жизни и рост их доходов отстает от темпов повышения зарплат в стране.
А вот какие цифры привел политик Олег Шеин. «За девять лет расходы на обучение одного студента срезаны на 26%, учащегося техникума или колледжа — на 6%, школьника — на 13%. Это следует из сборника Минобрнауки и ВШЭ «Индикаторы образования — 2024». Если в 2000 году в стране работали 1,8 миллиона школьных учителей, то сейчас — всего 1,3 миллиона. Число учителей русского языка сократилось по сравнению с 2002 годом с 200 тысяч до 128 тысяч человек, математики — со 167 до 98 тысяч, физики — с 61 до 31 тысячи, химии — с 47 до 23 тысяч. Число учеников тоже снизилось, но всего на 14%, так что почувствуйте разницу. Нагрузка на преподавателей математики, химии, физики и даже русского языка, очевидно, существенно возросла. А чем выше нагрузка, тем ниже качество», — заявил Шеин.
По его данным, около половины учителей работает от 30 до 40 часов, и почти половина педагогов занимается репетиторством. Майские указы по зарплате учителей, принятые еще в 2012 году, до сих пор не исполнены в 33 регионах. «Это и ответ на вопрос, почему школьники при выборе ЕГЭ отбрасывают часть предметов. Им не учат. Поэтому число учеников, сдающих ЕГЭ по физике, за десять лет сократилось на ту же треть», — продолжил политик.
Специалисты в области образования говорят: изменения привели к тому, что школьники больше не стремятся поступать в вузы, а предпочитают получить профессию в колледже. «Сейчас почти половина девятиклассников выбирает колледж, а не старшую школу, а еще 20% выпускников поступают в колледжи для продолжения обучения», — заявила старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Вера Мальцева.
Наталья Владимирова