Меморандум о создании нового экспортного трубопровода «Сила Сибири-2», подписанный «Газпромом» и китайской государственной компанией CNPC, стал «вишенкой на торте» экономической части визита Владимира Путина в Китай. Достигнутое соглашение позволит Москве окончательно изменить направление зарубежных поставок «голубого топлива» из недружественных стран Евросоюза на восток, а Пекину — диверсифицировать импорт и получить еще один надежный источник энергоресурсов. Однако, ждать таких положительных результатов партнерам придется как минимум до 2030 года, когда начнутся первые коммерческие объемы газа по новому маршруту.
«Нет никакой благотворительности»
Договоренности, согласованные Москвой и Пекином, по словам сторон, являются «абсолютно рыночной и взаимовыгодной» формой сотрудничества — Китай испытывает потребность в стабильном снабжении энергоресурсами, в то время как России необходим надежный канал поставок углеводородов. «Сила Сибири-2» эффективно решает обе задачи. Мощность трубопровода по достижении запланированного уровня составит 50 миллиардов кубометров в год. Часть маршрута пройдет через территорию Монголии, что даст возможность Улан-Батору участвовать в эксплуатации трансконтинентального энергетического коридора.
Оформленные в начале осени межправительственные документы стали результатом многолетней работы, направленной на увеличение экспорта газа из нашей страны на новые рынки сбыта. Задуманный еще в конце 2000-х годов проект столкнулся с множеством проблем, главной из которых стали разногласия относительно цен на углеводороды. Пекин настаивал на значительных скидках на закупаемое сырье, в то время как Москва требовала рыночного ценообразования сделки.
Еще в начале года казалось, что эти противоречия непреодолимы, однако спустя несколько месяцев сторонам удалось разрешить спорные вопросы. По оценкам Владимира Путина, в будущем совокупные ежегодные поставки российского трубопроводного газа в Китай могут превысить 100 миллиардов кубометров. В дополнение к уже функционирующей «Силе Сибири-1» и строящейся «Силе Сибири -2», как уточнил российский президент, есть «еще пара маршрутов», которые могут помочь достичь этой цели. В частности, Дальневосточный («Сила Сибири-3») канал, который планируется запустить в конце января 2027 года, и магистраль «Россия — Казахстан – Китай», обсуждение которой начнется в ближайшее время.
«Нет никакой благотворительности <….>. Это взаимовыгодные договоренности, которые реализуются на рыночных принципах», — отметил Путин. Тем не менее, даже одна только «Сила Сибири-2», по мнению аналитиков Bloomberg, может значительно изменить баланс на мировом энергетическом рынке и усложнить планы США по поддержке экспансии американского сжиженного газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Главное – взаимная заинтересованность в долгосрочных поставках»
Эксперты, опрошенные «МК», считают, что задачи, поставленные Москвой и Пекином, вполне осуществимы, однако на их решение потребуется не менее пяти лет, в течение которых сторонам придется преодолеть ряд препятствий, создаваемых западными недоброжелателями.
— Идея создания дополнительной мощной системы поставок российского газа на восток существует давно, но начало непосредственного строительства трубопровода постоянно откладывалось. С чем связано ускорение реализации проекта?
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global:
— После резкого снижения прежнего газового присутствия в Европе нашей стране пришлось искать пути перераспределения экспортных потоков энергоносителей. В том числе снизить зависимость от некогда основного рынка сбыта Старого Света. В этом контексте разворот на Восток делает китайское направление стратегически приоритетным. Поднебесная заинтересована в диверсификации долгосрочных поставок газа, уменьшении зависимости от дорогого сжиженного топлива других поставщиков из зоны влияния США, а также в усилении геоэнергетического рычага давления на Москву, что позволяет Пекину получать переговорное преимущество по цене, финансированию и срокам реализации «Силы Сибири-2». Заключенное соглашение является результатом совпадения российско-китайских интересов, хотя и в разной степени и с разными ролями.
Георгий Мартиросов, руководитель направления PRIX Club:
— Импульс к ускорению возник из нескольких факторов. В Китае признали выгоду от диверсификации импорта энергоресурсов и снижения зависимости от морских поставок сжиженного сырья на фоне затяжной технологической и торговой конфронтации с США. Существует также геополитический мотив: необходимость закрепления «азиатского вектора» российской экспортной стратегии и усиления роли Китая как ценового арбитра в Евразии.
Федор Сидоров, финансовый аналитик и частный инвестор:
— Реализация «Силы Сибири-2» стала логическим продолжением энергетического разворота России на Восток, где газ востребован в больших объемах не только в энергетике, но и в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также как сырье в химической промышленности. В связи с этим расширение поставок России в Китай выглядит закономерным шагом. Санкционное давление Европы на нашу страну и торговое противостояние Китая с США лишь ускорили этот процесс. Основным фактором остается взаимная заинтересованность сторон в стабильных долгосрочных поставках.
— Когда начнутся первые коммерческие поставки газа по «Силе Сибири-2»? Что может помешать сдаче проекта в запланированные сроки?
Сидоров:
— Первые коммерческие объемы газа по новому маршруту могут быть отправлены к 2030 году. Главным ограничивающим фактором традиционно выступают фронт основных строительных работ и длительность согласования инфраструктуры, включая участок через Монголию. Наличие межправительственных соглашений и меморандума между «Газпромом» и CNPC значительно снижает риск задержек.
Мартиросов:
— Без утвержденной сметы, графика строительно-монтажных работ и окончательной формулы цены ориентир на 2030 год остается условным. Реальными препятствиями также могут быть экологические процедуры, риск недооценки издержек и санкционные ограничения по доступности оборудования. Даже после физического ввода в эксплуатацию трубопровод обычно выходит на проектную мощность поэтапно. В случае с «Силой Сибири-2» горизонт окончательной сдачи может растянуться до середины 2030-х годов.
Чернов:
— Задержки в сдаче проекта в запланированные сроки могут возникнуть из-за разногласий по цене и коммерческим условиям. Хотя, по словам Путина, эти вопросы уже решены и Китай будет получать газ по спотовым ценам, нельзя исключать, что Москве придется предоставить Пекину какой-либо фиксированный дисконт. У «Газпрома» есть риски дефицита собственного капитала для реализации этого проекта. Скорее всего, стоимость углеводородов будет постоянно пересматриваться и корректироваться.
— Какова стоимость строительства нового газопровода? На кого ляжет основной объем инвестиций?
Мартиросов:
— Официальная «твердая» сумма не была объявлена. Оценки сильно варьируются: от $13-14 миллиардов до $25-34 миллиардов. Этот разброс объясняется тем, что одни оценки касаются только отдельных участков, а другие — всей системы с компрессорными станциями и сопутствующей инфраструктурой. Базовая логика финансирования выглядит традиционно: российский участок будет построен за счет российской стороны, а китайская внутренняя инфраструктура — за счет Поднебесной. Детали инвестирования участка, проходящего по Монголии, не раскрыты: соответствующие транзитные контракты и локальные капитальные затраты планируется обсудить позже. Итоговая финансовая модель — доли, тарифы, сроки окупаемости — зависит от согласования ценовой формулы и графика загрузки.
Чернов:
— Окончательная стоимость строительства «Силы Сибири-2» будет зависеть от точного маршрута, пропускной способности и сопутствующей инфраструктуры — включая компрессорные станции, ответвления и межгосударственные участки. Инфляция цен на строительные материалы, санкционные ограничения на поставку оборудования, необходимость локализации цепочек поставок могут в дальнейшем увеличить бюджет проекта и вывести расходы за рамки нынешних самых смелых оценок.
— Есть ли понимание, как будет рассчитываться цена российского газа для Китая и Монголии?
Чернов:
— Путин прямо заявил, что цена будет рыночной, а поставки — коммерчески обоснованными. Россия не намерена делать «подарки». Обычно цены в долгосрочных контрактах рассчитываются по двум традиционным формулам: с привязкой к нефтяной корзине, что характерно для азиатского рынка, или к биржевым котировкам, как это делается в Европе. Возможны гибридные схемы, включающие элементы биржевых индексов и корректировки на инфляцию или валютные курсы.
Теоретически, Пекин обладает значительными переговорными позициями, в том числе возможностью кредитования и усиления иной финансовой нагрузки, чтобы рассчитывать на скидки при оплате российских энергоресурсов. Судя по всему, сторонам еще предстоит обсудить размер скидок и возможные гибкие механизмы ценообразования — снижение стоимости газа при больших объемах закупок, индексирование отпускных цен и использование валютных схем расчетов. В любом случае, как подчеркнул Путин, предполагаемые финансовые преференции не будут означать коммерческую убыточность проекта для России.
— Кому в большей степени будет нужна эта труба к моменту, когда газопровод будет введен в эксплуатацию? Какова роль Монголии в этом проекте?
Сидоров:
— Главными выгодоприобретателями «Силы Сибири-2» станут Россия и Китай. Наша страна получит гарантированный рынок сбыта и возможность долгосрочного планирования поставок, что повысит финансовую устойчивость отечественной экономики. Поднебесная будет иметь надежный доступ к крупным объемам газа, необходимого для промышленности и «зеленого перехода». Роль Монголии не ограничивается только транзитом: через территорию этой страны открываются новые возможности для энергетического сотрудничества, а сама конфигурация маршрута становится дополнительным инструментом в переговорах с Пекином.