
Всего два года назад директор этой школы с гордостью делилась с журналистами успехами капитального ремонта: «Теперь стало удобно и уютно. Даже зимой мы можем ходить по коридорам в туфлях, не мерзнем».
Почему же никакие капитальные ремонты не обеспечивают безопасность школьникам?
Воскресное утро октября 2025 года. Жители небольшого города Татарска, расположенного под Новосибирском, просыпаются от грома: целое крыло двухэтажной школы, построенной в 1937 году, рухнуло, как карточный домик. Местные жители в шоке, но благодарны судьбе: «Слава богу, что сегодня воскресенье! Представьте, если бы это произошло в понедельник утром…» Против директора возбуждено уголовное дело по статье «Халатность».
Здание подавало сигналы о бедствии на протяжении многих лет. Анастасия, жительница города, рассказывает: «Мой муж учился там в 2014 году. Уже тогда обрушившееся крыло было укреплено металлическими швеллерами. А когда мой брат учился там, обвалилась лестница». В 2012 году школу признали аварийной, но решение о закрытии здания не было принято. Еще тринадцать лет дети ходили в школу, как на минное поле.
Хроника обрушений в учебных заведениях страны за последний год напоминает сводки с фронта. Владивосток, школа №72: в бассейне обрушились потолок и элементы фасада. В той же школе №46 в Владивостоке рухнула штукатурка, пострадала ученица, проходившая по коридору. Город Нарткала в Кабардино-Балкарии, школа №2: обрушился подвесной потолок, к счастью, без жертв.
Инженер-строитель, кандидат технических наук Игорь Гарькин уверен, что руководители учебных заведений должны постоянно контролировать состояние зданий. Поводом для ремонта должно стать любое сомнение в надежности конструкции. Проблема в том, что директор школы не является строительным экспертом и не всегда может адекватно оценить техническое состояние вверенного ему объекта.
Школы находятся в собственности либо муниципалитета, либо регионального министерства образования. Директор управляет учреждением лишь на правах оперативного управления, отвечает за сохранность имущества, но не за капитальные ремонты! Таким образом, возникает замкнутый круг: директор не имеет полномочий, а владелец здания — средств на капитальный ремонт.
Обрушения происходят не только в зданиях, построенных сто лет назад, но и в недавно отремонтированных. Парадокс? При нынешней системе выбора подрядчиков — нет.
Напоминаем, что согласно закону №44-ФЗ о госзакупках, контракт получает компания, предложившая наименьшую цену. Однако подрядчики начинают экономить на всем. В первую очередь, на качественных материалах и квалифицированных рабочих.
Вторая проблема — отсутствие контроля в процессе выполнения работ. Обычно комиссия принимает уже готовый объект. А как проверить то, что скрыто от глаз, например, потолочные перекрытия?
В Омской области местные депутаты столкнулись с абсурдной ситуацией. Ремонт в одной из сельских школ должны были завершить еще год назад, но весной 2025 года работы полностью остановились. Дело в том, что тендер выиграла компания из Санкт-Петербурга, которая стала дистанционно искать местных субподрядчиков.
«Субподрядчики приезжали на объект почти без рабочих, надеясь набрать людей на месте. Но в небольшом районном центре некого было набирать! В итоге у нас сменилось пять субподрядчиков», — объясняют депутаты. Жители завалили своих избранников обращениями: «Сделайте что-нибудь, мы боимся после таких ремонтов отправлять детей в школу!»
Согласно данным Счетной палаты РФ, около 40% российских школ нуждаются в капитальном ремонте. В некоторых регионах этот показатель достигает 50-60%.
При этом чиновники не несут практически никакой ответственности за последствия капитального ремонта, несмотря на то, что при распределении подрядов они фактически стоят в очереди за откатами. Кстати, многие эксперты видят выход в персональной ответственности чиновников. Но это не единственный путь. Представители бизнеса уверены, что вся система госзакупок должна полностью перейти в онлайн, чтобы максимально исключить возможность «договориться» для чиновников.
Яна Полянская