Очень богатый человек Сергей Петров, основатель крупнейшего автодилера страны «Рольф», уже два года не был в России. А его бизнес теперь оказался под серьезным ударом.
О том, как Петров построил свою империю, почему у него возникли проблемы, рассказывает «Мир новостей».
Петров сидит за столом дома где-то в Вене. Перед ним — корреспондент «Эха Москвы». Снимает на телефон, вертикально. Это не пресс-конференция, но Сергей Анатольевич рассказывает о том, что с ним сейчас происходит.
«Я уже давно не был в России, последний раз приезжал года два назад. Почему? Во-первых, не было такой нужды. Во-вторых, вокруг нас постоянно проводились всякого рода оперативные действия по изъятию документов. А вы находитесь в зоне, где нет независимого суда и парламента, где нет защиты. Поэтому лишний риск не нужен…»
На днях Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении основателя и топ-менеджеров крупнейшего автодилера страны «Рольф». Обвинение — незаконный вывод средств за границу в особо крупном размере. Речь идет о сделке на 4 млрд рублей между компаниями холдинга, которая была совершена в 2014 году.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — САМОЛЕТЫ
Сергей Петров был летчиком-испытателем, который в начале 80-х разом лишился всего и начал жизнь заново — получил торговое образование, создал свою компанию, вошел в «Золотую сотню России».
Родился он в Оренбурге. После окончания школы в 1971 году поступил в авиационное училище летчиков. Военным быть не собирался, а шел на врача, как и мама. Уже собирался сдавать документы в мединститут, но по пути встретил приятеля, и планы изменились. Первым делом — самолеты… Папа, бывший выпускник этого училища, был доволен.
Сергей окончил Оренбургскую «летку», став офицером с военной специальностью «летчик-инженер, инструктор». Выигрывал конкурсы на лучшего стрелка. Уже в 26 лет стал майором. Но судьба в 1982 году совершила крутой поворот.
Петров всегда отличался критическим мышлением, читал «правильные» книги, что в советское время могло привести к проблемам. Офицер смотрел на экономику СССР, говоря вслух, что она абсолютно неэффективна. Нет товаров, и никакого коммунизма быть не может.
Сергей в компании вел разговоры о стране и порядках в ней, сочинял и печатал листовки, читал курсы по экономике и подготовке менеджмента. В начале 80-х это выглядело дико, и Петрова обвинили в создании подпольного диссидентского кружка. Допрос проводил начальник куйбышевской контрразведки Александр Данько.
«Генерал меня спрашивал: «Ты чего хочешь, майор? Делать демократию, как в Америке? И ты за это в тюрьму готов пойти? Я тебя на ближайший завод отведу и скажу рабочим: «Он хочет, чтобы у нас было, как в Америке». Да этот народ порвет тебя на части», — рассказывал Петров.
Его выкинули из ВВС, исключили из КПСС за антисоветскую пропаганду и участие в тайных демократических организациях. Был большой скандал. На карьере летчика и академии был поставлен крест.
БАРРИКАДЫ БЕЛОГО ДОМА
Сергей с женой Ириной и годовалым сыном перебрался в Москву и начал жизнь с нуля. В 1987 году получил заочно второе высшее образование и диплом института торговли по специальности «экономика труда». Это образование укрепило Сергея в убеждении, что рано или поздно социалистическая экономика уйдет «под лед». А когда это произошло, то он задумался о частном предпринимательстве, тем более приятель попросил помочь в организации компании автопроката.
Петров пошел замдиректора в «Розек-кар». Пару лет сидел в съемном помещении с пятью телефонами, принимал заказы на сотни иномарок, набирался опыта. Сначала это был прокат и сервис, а потом и продажа автомобилей.
Но масштаба не хватало, а в СССР уже начали появляться первые миллионеры — Артем Тарасов, Герман Стерлигов… Петров учился дальше, брал ориентир на Запад. Ездил в Австрию, слушал лекции Хироши Харунари из Mitsubishi и участвовал в политике, когда в 1991-м с тысячами других пошел на баррикады вокруг Белого дома.
Свой бизнес он начал в том же году, с нуля став собственником мелкой автоторговой компании. Его клиентом была Mitsubishi Corporation, от которой он получил кредит без залога — 40 Mitsubishi Lancer. Так Петров начал продвигать в России новую марку.
Машины сдавали в прокат и продавали. Дела шли неплохо, кредиты были отданы досрочно. Через полгода «Рольф Ко» уже был официальным дилером известного бренда. Организовал продажи автомобилей в лизинг через Trade in с трехлетней гарантией.
Конечно, не все шло гладко. Приходилось разбираться с братками, которые хотели взять под крышу. Сергей сам разруливал вопросы, а там и времена изменились…
ПОХОД В ПОЛИТИКУ
Бизнес к 2004 году разросся так, что Петров доверил пост президента группы компаний британцу Мэтту Доннелли. «Рольф» по-прежнему занимал лидирующую позицию на рынке дистрибуции зарубежных автомобилей, был импортером №1 в России. В портфеле компании позже появился Hyundai, открылись первые дилерские центры Audi и Ford.
А сам Сергей ушел в политику, воспитав целую группу молодых управленцев, мотивированных бонусами и продвигающих крепкую компанию. Хотя кризис 2008 года серьезно ударил по детищу Петрова, ему даже пришлось снова взять управление в свои руки, массово сменить менеджмент и возродить бизнес. Как опытный пилот, он вывел свой самолет из пике.
Он решил идти в Госдуму, при этом передав свои акции кипрским трастам. Был избран депутатом от партии «Справедливая Россия». Петров решил, что должен изменить обстановку в стране, направив энергию и силы на улучшение условий ведения бизнеса в России.
«Не нефть и не газ — главное богатство страны, а предприимчивые люди. Нет другого локомотива», — говорил он. Но снова попадал под удар. Несоответствие доходов, выявленное в ходе одной из проверок депутатов Госдумы. Активное участие в жизни собственного бизнеса в то время, как в Госдуме он говорит про справедливость, бюджет и налоги. На его машинах ездит немало оппозиционеров. Включение его в рейтинг «20 самых богатых семей Госдумы» с совокупным доходом семьи 649 млн рублей на третью позицию, и это стало поводом для расследований блогеров.
Удары сыпались со всех сторон…
СТУЛЬЯ НА «ТИТАНИКЕ»
Петров и теперь не изменил себе. Он голосовал против «закона Димы Яковлева», президентского закона о нацгвардии, ограничительных инициатив об интернете. Вместе с четырьмя однопартийцами внес законопроект, запрещающий исполнительной власти, в том числе президенту, минуя Госдуму, вводить антисанкции. В общем, смело шел против течения.
А осенью 2015-го так наелся политикой, что решил, что в Госдуму больше не пойдет.
…Сам Петров уже давно переехал в Вену. Сначала там понравилось жить, потом остался там подольше. Захватили местные дела, бизнес — и врос в новое место. Сыновья — в Америке и Англии. Ну а Сергей катается по Европе: на днях ездил в Амстердам, читал лекцию в Риге.
Как ни странно, Петрова вдохновляет дело Ивана Голунова: «Адвокаты говорят, что судья вынесет такое решение, которое ему скажут. Но я считаю, шанс у нас есть, если общественность и пресса будут на нашей стороне. С их помощью будем добиваться ответа от Следственного комитета. Почему, если какие-то сделки показались ему подозрительными, он не спрашивает о них у нас? Мы сейчас даже не можем передать им данные независимой оценки по этой покупке компании «Рольф Эстейт».
Сергей не считает, что у него кто-то хочет «отжать» компанию, хотя раньше обращались покупатели с сомнительным рейдерским прошлым. «Но это 100 процентов связано с моей политической деятельностью, — убежден Петров. — Не потому, что я кому-то помогал, например тому же Навальному. Я не считаю, что тут должен оправдываться. Это же не помощь террористам.
Но когда я занимался политикой, то помогал всем. Я — либерал, но вступил во фракцию «Справедливая Россия», потому что не было ничего подходящего. Я помогал тем, кто ведет борьбу с коррупцией, кто борется за плюрализм, за разделение властей, за какой-то европейский путь, кто имеет свое мнение. Мне Навальный и сейчас видится перспективной фигурой…»
Состояние Сергея Петрова в 2019 году, по оценке Forbes, составило $900 млн. Он занял 114-е место в списке 200 богатейших бизнесменов страны.
В СКР не исключают, что отказ главы «Рольфа» Сергея Петрова от участия в следственных действиях может закончиться объявлением его в международный розыск с заочным арестом. Мы будем беспристрастно наблюдать за развитием этой интригующей истории.