На всех полигонах и в специальных учебных центрах сейчас горячая пора. Боевая учеба идет и днем и ночью, чтобы фронт не испытывал дефицита в подготовленных специалистах. В этом убедился корреспондент «МК», который побывал в учебном центре инженерных войск под Нижним Новгородом, где ускоренно готовят к СВО военных инженеров, в том числе операторов беспилотных аппаратов.
Дроны своими руками
Сам по себе центр подготовки операторов беспилотных аппаратов считается межвидовым. Готовят здесь дроноводов для всех видов и родов войск. Большинство, конечно, из инженерных войск. С учетом возросшей роли дронов в СВО поток желающих обучиться работе с «птичками» только растет.
Для начала теоретическая подготовка. Будущие операторы осваивают азы: виды дронов, используемые боеприпасы, принципы их работы.
Для закрепления знаний предлагается собрать своими руками несколько коптеров и снарядить самодельные боеприпасы к ним. Надо познать всю кухню изнутри. К тому же эти навыки могут пригодиться на передовой, чтобы, например, починить дрон или сварганить для него кустарный снаряд.
— Я в жизни-то и не паял ни разу, пока сюда не прибыл. А теперь, говорят, хорошо справляюсь. Вот очередной дрон на выходе, — говорит мне военный с позывным «Фара».
Вообще, по специальности он сапёр и служит по контракту уже пятый год. Пришел в учебный центр, поскольку хотел попробовать что-то новое и вскоре сильно увлекся своей новой специальностью.
— Нравится летать? – интересуюсь у «Фары».
— Летать у меня получается неплохо, но, если честно, больше мне по душе именно сборка боеприпасов, пайка дронов. Видимо, такой уж у меня склад ума, — признается боец.
В среднем дроноводов готовят чуть больше месяца. Для их обучения сюда были направлены специалисты, имеющие боевой опыт в зоне СВО. Полученные на передовой знания они теперь передают своим подопечным.
— Инженерные войска тоже используют дроны в зоне СВО?
— Конечно! Причем для решения многих задач. В первую очередь, само собой, это инженерная разведка. Говоря понятнее, при помощи дронов можно искать мины и взрывчатые боеприпасы неприятеля, находить инженерные заграждения. Беспилотниками, если прицепить к ним веревку с саперной кошкой, можно даже обезвреживать растяжки, — отвечает мне инструктор с позывным «Утес».
К слову, технологии в центре на уровне. Есть даже 3D-принтеры. На них печатают запчасти к квадрокоптерам и FPV-дронам, а заодно и учат этому делу курсантов.
От первого полета до экзамена
Когда военный изучил «птичку» изнутри, приходит время обучать его управлению беспилотником. Правда, на первом этапе — виртуальным, на тренажере. Одна из аудиторий напоминает старый добрый компьютерный клуб. Вот только у ноутбуков не гражданские игроманы, а все как на подбор в военной форме. В спецпрограмму, которая помогает тренироваться, можно подставить разные данные: о состоянии погоды, характере боевой задачи, особенностях местности.
Полетав неделю на симуляторе, военные переходят к реальным дронам. Вначале учатся «летать» на небольшом коптере по так называемому дронодрому – просторному ангару со множеством различных препятствий. Кольца, «змейки», воздушные трубы… Вдобавок на дрон воздействуют радиоэлектронные средства условного противника.
На итоговом экзамене обучаемые должны обойти все препятствия от старта до финиша. А в конце обязательно поразить маленький блиндаж. Курсанты говорят, что поначалу непривычно видеть поле боя «глазами» дрона, но вскоре привыкаешь к VR-очкам и летать становится комфортно.
— Дрон шустрый, резкий. Тем не менее это хорошо — на этой крохе учатся именно микроконтролю. Потом будет проще управлять обычным дроном, — поясняет инструктор Олег.
Итак, научившись собирать дроны, получив навыки его контролировать, переходят уже к «взрослым» беспилотникам. Летают на них на полигоне, на специальном тактическом поле.
Вот одна из учебных площадок. Беспилотник стартовал, прошел «змейку», обходя препятствия, (полоса значительно больше, чем на дронодроме) и залетел в окно высокого стенда. Внезапно дрон резко потерял высоту, как будто уходя в пикирование, нырнул под землю в воздушную трубу, после чего вновь всплыл вверх, огибая несколько препятствий, а затем уверенно поразил мишень – группу личного состава противника.
— Во время полета нужно быть полностью сконцентрированным, не терять бдительности ни на долю секунды. В прошлый раз я долго пытался попасть в окно. Вокруг него деревянная стенка, и я подтормаживал, чтобы ее не задеть. В этот раз все получилось без потери скорости, — делится результатами полета оператор Денис.
А потом он показал свои навыки повторно и выполнил другое упражнение на FPV-дроне. Залетел прямо в кузов движущегося КамАЗа. Это, к слову, считается весьма сложным элементом и признаком мастерства.
Мастера подрывного дела
Неотъемлемая часть подготовки военного инженера – взрывное дело. Такие занятия также проводятся на полигоне учебного центра. Есть даже своя традиция посвящения в саперы — подрыв первой тротиловой шашки.
— Принцип работы шашки или зажигательной трубки прост. Однако именно так, накладным способом мы часто обезвреживаем мины противника в зоне СВО. Ими же проделываем проходы. Здесь мы рассказываем, в первую очередь, о технике безопасности, учим готовить взрывчатку, — говорит руководитель занятий с позывным «Космос».
Группа военных выстроились в ряд. Сначала готовят зажигательную трубку (фитиль. — «МК») и церемониально поднимают ее над головой. Со следующей командой прикрепляют ее к заряду. Выходят на огневой рубеж, брутально держа в зубах спички.
«Приготовиться!» — саперы опускаются на колено, поднимают руку. «Огонь!» — воспламеняют фитиль. «Отходи!» — возвращаются на безопасную дистанцию. Взрыв происходит не сразу — в зависимости от длины фитиля. Примерно секунду горит сантиметр бикфордова шнура. В данном случае военным длины достаточно, чтобы отойти метров на 30, развернуться и наслаждаться «шоу».
Канонада взрывов, громкие, гулкие раскаты, поднимается дым, огни от взрыва то слева, то справа устраивают фаер-шоу, как на рок-концерте.
Есть у саперов и такая традиция – взрывать оставшиеся после учения заряды. На этот раз взрывчатки собралось килограммов 15. Взрыв, конечно, был ошеломительный.
С тренажера – на военный бульдозер
Еще один «факультет» — практические занятия водителей инженерных машин. Есть учебная аудитория с тренажерами: здесь готовят мехводов путепрокладчика БАТ-2, инженерной машины разграждения ИМР-3, плавающих транспортеров ПТС.
Тренажеры во всем повторяют кабины соответствующих машин как внутри, так и снаружи. Компьютерная программа моделируют разные задачи и условия: снег, град, туман. Все действия водителя отображаются на экране, фиксируются в базе данных. Это особенно полезно, по словам инструкторов, при приеме экзаменов: компьютер не проведешь.
Кабины кренятся в разные стороны, «тарахтят», передавая ощущения реального вождения. Ведь работает инженерная техника в самых труднопроходимых местах: завалах, грязи.
— Для меня, как инструктора, главное — донести весь комплекс знаний обучаемым. Это большая ответственность — подготовить их к работе в боевой обстановке. От профессионализма зависят их жизнь и жизни других военнослужащих. Поэтому каждый из нас выкладывается на полную, — уверяет командир взвода Олег.
Для занятий на реальной технике отведено отдельное полигонное поле. «Дождь – лучшая погода для сапера» — существует поговорка у военных инженеров. В тот день дожди, и правда, сыграли нам на руку, «подготовив» полигон, чтобы показать технику во всей красе. Например, мне удалось увидеть, как уверенно пробирался по густой грязи на гусеничном танковом шасси БАТ-2. Своим бульдозерным отвалом он легко и непринужденно прочищал дорогу, для чего, собственно, и предназначен.
По другую сторону тактического поля инженерная машина разграждения под ливнем эффектно разбирала учебный завал из стокилограммовых бревен. Кран перекладывал их как мокрые спички.
Тактическая медицина
Обязательный элемент подготовки каждого военного — занятия по тактической медицине. В учебном центре под Нижним Новгородом эвакуации раненых, самопомощи и другим жизненно важным навыкам уделяют много внимания. На моих глазах группа военных отработала эвакуацию с поля боя.
— Ранение в глаз, перелом ноги, ранение в грудь и вызванный им пневматоракс (патологическое скопление воздуха в легких. – «МК»), — констатирует условные травмы бойца начмедцентра Анастасия.
Помощь не заставила себя долго ждать. Двое бойцов занялись перевязкой, наложили специальный щиток на глаз, упаковку перевязочного пакета — на грудь, зафиксировали ногу. На тактических носилках утащили за свой бронетранспортер.
По словам Анастасии, подобные занятия проводятся ежедневно. Разнятся они по зонам и делятся на «красную», «желтую» и «зеленую». От цвета зоны зависит комплекс манипуляций с раненым. В занятиях используют холостые боеприпасы, дымовые шашки – все, чтобы приблизить тренировку к реальному бою.
Пообщался с бойцами после занятия по медицине и познакомился с парой молодых людей. Они прибыли в центр из одного подразделения. Почти полгода они выполняли задачи за «ленточкой». Теперь, прежде чем вернуться обратно, они прибыли для переподготовки. На вопрос, почему добровольно подписали контракт, отвечают не задумываясь.
— А как иначе? Надо Родину защищать. Раз принял решение, значит, ты уже готов к этому. Какие-то трудности – это мелочи. Главное — быть уверенным в том, что ты делаешь. Цель одна – вернуться домой к семье с победой, — говорит военный с позывным «Ювелир».
— Часто думаем о доме. Ради тех, кто нас ждет, мы и делаем свою работу, — подтвердил его товарищ с позывным «Ворон».