В течение двух дней в октябре, 22 и 23 числа, Запад, хоть и не полностью объединённый, всё же активизировал новый этап санкционной борьбы против России. 22 октября Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США добавило в Список SDN (реестр специально обозначенных граждан и заблокированных лиц) две крупнейшие российские нефтяные корпорации и 34 их дочерние компании.
При этом министр финансов США Скотт Бессент уточнил, что даже не включённые в санкционный список дочерние компании всё равно будут подвержены ограничениям по всему миру. Об этом конфронтационном шаге президент США Дональд Трамп сообщил сразу после встречи с генеральным секретарём НАТО Марком Рютте. Это было сделано явно с целью усиления эффекта от заявления о возможном переносе или даже отмене встречи с президентом России Владимиром Путиным в Будапеште.
Следует отметить, что прямые санкции против России американский лидер ввёл впервые за время своего второго президентского срока, что можно рассматривать как шаг к превращению «войны Байдена» в «войну Трампа». Тем более что ранее, в августе, он значительно увеличил — до 50% — пошлины на товары из Индии. Эти тарифы фактически уже являются вторичными санкциями.
Трамп стремится полностью прекратить поток российской нефти в Индию, которая обеспечивает до 36% местной переработки нефти. Несколько дней назад он даже заявил, что индийский премьер Нарендра Моди согласился полностью перевести местные НПЗ с российского сорта Urals на американскую сланцевую нефть.
Тем не менее 22 октября лидер Индии высказался неопределённо в поддержку этой версии и затем отказался посетить саммит АТЭС в Южной Корее, который состоится 31 октября — 1 ноября, где он должен был встретиться с Трампом. А индийский министр торговли и промышленности Пиюш Гоял на конференции в Берлине предупредил, что Индия не ведет торговые переговоры «под дулом пистолета».
Однако Трамп всё чаще требует от Евросоюза ввести 100-процентные пошлины как против Индии, так и против Китая — в связи с тем, что обе страны являются лидерами по закупкам российской нефти и нефтепродуктов. Кроме того, в Конгрессе США до сих пор остаётся на рассмотрении законопроект республиканца Линдси Грэма (включённого в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) о 500-процентных пошлинах против всех государств, закупающих нефть из России. Кстати, именно этот «ястреб» ещё в августе 2017 года предлагал ввести против нашей страны «санкции из ада».
В итоге, во время визита 25–26 октября в Вашингтон специального представителя Президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству Кирилла Дмитриева, западные СМИ начали сообщать, что администрация Трампа готовит новые энергетические санкции, включая запрет на использование «теневого флота» и ужесточение контроля над российскими компаниями, попавшими под ограничения. Хотя сам Трамп предположил, что все эти санкции будут временными, пока Москва не сядет за стол переговоров.
Очевидное политическое давление США Кремль сразу отверг. «Они [санкции] на сегодняшний день имеют, конечно, два аспекта — чисто политический и экономический. Что касается политического, это, конечно, попытка оказать давление», — заявил Путин.
Тем не менее Трамп не исключает возможности наземной операции против Венесуэлы, обладающей крупнейшими запасами нефти в мире. В данный момент в нефтяной отрасли этой латиноамериканской страны активно участвует подсанкционная российская нефтяная госкомпания. Это означает, что экономическая война между США и Венесуэлой может перейти в горячую фазу. Стоит обратить внимание, что недавно Совет Федерации ратифицировал Договор о стратегическом партнёрстве и сотрудничестве с Венесуэлой.
Президент США постоянно требует от своих европейских союзников полностью отказаться от всех российских энергоносителей. Еврокомиссия (ЕК) и Совет ЕС всё быстрее идут навстречу этому нарративу. Санкции против двух российских нефтяных компаний были объявлены ещё 18 июля в рамках 18-го пакета европейских ограничений. 23 октября, когда был одобрен 19-й пакет, эти санкции были ужесточены. Кроме того, под рестрикции попали ещё 117 танкеров «теневого флота». В итоге в санкционных списках оказалось 565 нефтеналивных судов.
Также в 18-м пакете были введены санкции против индийской частной нефтяной компании Nayara Energy, которая занимает до 8% переработки нефти в стране. Более 48% акций этой фирмы принадлежит российской стороне. Но в 19-м пакете прописаны и вторичные санкции против ряда китайских, гонконгских и тайских компаний и банков, через которые, по мнению ЕК, проходят платежи за российскую нефть.
Западные СМИ немедленно начали публиковать сообщения о якобы массовых отказах индийских и китайских НПЗ от российской нефти. Хотя Bloomberg, ссылаясь на данные Argus и Kpler, совсем недавно утверждало, что в этом месяце (по состоянию на 19 октября) морские перевозки сырой нефти из России достигли пиковых значений за последние 5 лет — до 3,89 млн баррелей в сутки (б/с).
Некоторые отечественные эксперты также впали в панику. Якобы текущий дисконт на Urals (который поступает из черноморских и балтийских портов на условиях FOB), оцениваемый в $11,5 за баррель, в течение месяца может вырасти до $19 за баррель.
Reuters в ряде последних публикаций утверждает, ссылаясь на неназванные источники, что практически все индийские и китайские нефтяные компании, как частные, так и государственные, срочно заменяют российские поставки на танкеры из Кувейта, Саудовской Аравии, Ирака и ОАЭ. Могут ли эти страны, а также африканские и латиноамериканские поставщики полностью заместить Россию на нефтяном рынке?
На первый взгляд — да. Так, выступая на недавней энергетической конференции в Лондоне, президент Saudi Aramco Амин Нассер подчеркнул, что его компания без дополнительных инвестиций может в кратчайшие сроки нарастить добычу с нынешних 9,78 млн б/с до 12 млн б/с. Он также уточнил, что себестоимость добычи нефти в Саудовской Аравии не превышает $2 за баррель (хотя ранее речь шла о $4 за баррель).
В принципе, весной 2020 года, на фоне разрастающейся пандемии коронавируса, саудиты достигали уровня в 12 млн б/с, но ненадолго. Тем не менее, как минимум 11 млн б/с Саудовская Аравия может легко добывать. И такие объемы к концу 2026 года, согласно динамике соглашений в рамках ОПЕК+ об отказе от прежних ограничений на добычу, будут разрешены.
По оценкам ОПЕК и Международного энергетического агентства (МЭА), на глобальном рынке нарастает избыток предложения нефти — пока на уровне 1 млн б/с. Таким образом, последние ограничительные меры США, ЕС и Британии, накладываясь на предыдущие санкции, такие как эмбарго на морские поставки нефти из России и ценовые потолки, представляют собой серьёзную угрозу.
Напомним, что, по расчетам вице-премьера Александра Новака, вклад ТЭК в российский ВВП достигает почти 20%. А нефтегазовые налоги по плану бюджета 2025 года должны были достичь уровня 27%. Однако снижение цен на нефть уже привело к уменьшению доли в лучшем случае до 23%. Из-за снижения налоговой базы ТЭК дефицит бюджета с плановых на 2025 год 0,5% возрос до 2,6% ВВП, которые Минфин прогнозировал в начале октября.
Тем не менее, спешить с паническими выводами не стоит. Доля поставок российской сырой нефти и нефтепродуктов составляет по 5% соответственно на мировых рынках. Полное исключение поставок из России неизбежно приведёт к резкому росту цен, включая, как предупреждал российский президент, к увеличению цен на топливо на американских АЗС.
Только угроза введения новых санкций уже привела к 7-процентному росту цен на Brent — до более чем $65 за баррель. Кстати, все эксперты согласны с тем, что текущий избыток нефти на рынке ведёт к снижению цен — возможно, даже до $60 за баррель. Но геополитические риски, создаваемые Трампом, будут точно способствовать повышению стоимости нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, вряд ли китайские и индийские НПЗ действительно значительно сократят импорт российской нефти. Китай получает до трети нашей нефти по трубам, что невозможно физически заместить. А НПЗ Индии рассчитаны именно на высокосернистую российскую нефть сорта Urals.