в

Самый последний и самый красивый паровоз Советского Союза — П36

Ну что же, пришло время рассказать еще про один великолепный советский паровоз. Это один из самых красивых паровозов в стране, один из самых эффективных и самых узнаваемых.

Я говорю про П36 — паровоз, который я обнаружил в музее под открытым небом «Паровозы России» в Нижнем Новгороде.

За характерные цветные полосы на бортах паровоза, он получил прозвище «Генерал». А вот «Победой» его называют ошибочно.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К началу 1940-х годов, когда основные пассажирские перевозки осуществляли паровозы серии Су, стало понятно, что они уже недостаточно эффективны ввиду небольшой мощности (1500 л.с.) и небольшого сцепного веса (54-55 т).

После окончания войны, когда объем пассажирских перевозок возрос в разы, необходимость более мощного паровоза стала осознаваться еще более остро.

Всё это активизировало инженерную мысль, что, в конечном итоге, вылилось в появление в мае 1950 года первого опытного паровоза типа 2-4-2, получившего обозначение П36-0001.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

П36 стал апофеозом советского паровозостроения. Он получил новейшие технические решения, включая цельносварной котел, механический углеподатчик, воздушный привод реверса, брусковую раму и водонагреватель.

Его сцепной вес составлял 75 тонн, что значительно превосходило параметры паровоза Су.

Испытания первого П36 показали его очень хорошие характеристики. Так, максимальная мощность достигалась при скорости 86,4 км/ч и составляла 3077 л.с.

Кроме этого, П36 имел самый высокий коэффициент полезного действия среди всех советских пассажирских паровозов. Он составлял 9,22%. По этому параметру он лишь немного проигрывал паровозу серии ЛВ (9,27%).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Производство паровозов П36 было налажено на Коломенском автозаводе. Выпустив в 1953-54 годах опытную партию из шести паровозов, а затем в том же 1954 году установочную партию из 30 паровозов, в конце 54-го П36 приняли в серийное производство.

Однако спустя всего пару лет после начала выпуска этих красавцев, производство свернули.

Это было связано с тем, что в феврале 1956 года на XX съезде КПСС было принято указание о «широком внедрении электровозов и тепловозов», а также о прекращении строительства паровозов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

29 июня 1956 года Коломенский завод построил свой последний паровоз — П36-0251.

Так П36 стал последним советским пассажирским паровозом и последним паровозом Коломенского завода. Сам завод в тот же год перешел на выпуск тепловозов ТЭ3.

Тем не менее П36 успели поработать. В основном их эксплуатировали на дальних маршрутах, таких как Москва — Ленинград или Москва — Минск.

К слову, от Москвы до Ленинграда П36 доезжал за 9 часов 30 минут — на 1 час 45 минут меньше, чем ходившие до него по линии паровозы серии Су.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Последним годом работы П36 считается 1974 год, когда их ещё эксплуатировали в депо Могоча и Белогорск Забайкальской железной дороги.

Паровоз П36-0071, который стоит в музее в Нижнем Новгороде, был построен в 1955 году и поступил в депо Красноярска.

В 1960 году его перевели в депо Буй Северной железной дороги, затем в депо Печора, а потом — в 1967 году — в депо Могзон Забайкальской железной дороги, позже — депо Сосногорск.

Самый последний и самый красивый паровоз Советского Союза — П36

В 90-е годы П36-0071 использовался для вождения туристических поездов ООО «Интертрек».

На фотографии ниже вы видите как раз этот поезд во время Архангельского ретротура:

Фото: Андрей Казачков
Фото: Андрей Казачков

А вот еще один великолепный и очень атмосферный снимок П36-0071 во время «Уральского тура» при пересечении реки Кыштым. Он датируется примерно 1993 годом:

Фото: АК-63
Фото: АК-63

Когда программу «Интертрека» свернули, паровоз, оставшийся не у дел, был продан в Нижний Новгород специально для музея.

Он попал в коллекцию в 1995-96 годах, став одним из первых экспонатов.

Надо сказать, что это настоящее украшение любого музея. П36 был очень красивым паровозом. Моим любимым. Уверен, что многие согласятся со мной.

П36 получился не таким, как все другие. От этого безошибочно узнаваем даже с дальнего расстояния.

Самый последний и самый красивый паровоз Советского Союза — П36

Насколько я понимаю, сейчас в России есть несколько ретро-туров на паровозах. Все сконцентрированы в Москве? Или где-то еще есть?

Источник: zen.yandex.ru
Присоединяйтесь к нам в Google News, чтобы быть в курсе последних новостей
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Вы отреагировали на "Самый последний и самый красивый паровоз Советс..." Только что