Путин заявил, что при переезде в РФ русскоязычные соотечественники из-за границы не должны проходить экзамены.
Глава СПЧ Валерий Фадеев предложил изменить правила приема в школы для детей соотечественников, прибытие которых связано с тем, что русский является родным языком для ребенка.
Он отметил случаи, когда таких детей не допускают к обучению в школу из-за низких результатов обязательных тестов.
На данный момент для таких детей нет специфических правил, и к ним применяются те же нормы, что и к детям мигрантов, то есть их не принимают в школы, если они не владеют русским языком на высоком уровне и не могут сдать экзамен, или сдают, но с низким баллом. Порой родителям приходится возвращаться на историческую родину, чтобы не оставлять детей без базового образования, ведь в России действуют такие законы.
Что же делать в данной ситуации? Я часто сталкиваюсь с подобными случаями, когда люди интересуются, какие шаги предпринять? До недавнего заявления Путина ответа на этот вопрос не существовало. Он был, но в виде очереди, в которой русскоязычная девочка Маша при сдаче экзамена на родном языке не имела никаких преимуществ по сравнению с узбекским мальчиком Мухамедом. И бывало, что оба не сдавали язык… Это ведь дети. Если мне поставят задачу, я тоже могу её не выполнить, просто меня никто не проверял.
Летом 2025 года русская семья с детьми переехала в Калининградскую область из Кустанайской области в Казахстане. Родители занимались оформлением документов для гражданства, а дети наслаждались летними каникулами. В конце лета в школе по месту жительства был назначен день сдачи экзаменов для поступления в школу. Школьники очень волновались перед оглашением результатов. Это волнение оказалось не напрасным. Старшая дочь (назовём её Маша) не справилась с экзаменом по русскому языку для поступления в восьмой класс. Мать девочки подала апелляцию, после чего работу Маши пересмотрели, добавили баллы, и её всё-таки приняли в школу. Младшую сестричку Маши во 2-й класс приняли по результатам экзаменов. По итогам 1-й четверти у Маши был «2» по математике и также сильно «хромал» русский язык, на котором она общалась в повседневной жизни, но не могла грамотно писать. Родители, устав от сложившейся ситуации, в конце концов решили отправить Машу назад в Казахстан к бабушке. Не оставлять же ей безграмотной! По словам матери, та была крайне удивлена тем, что дочери не удалось учёба в российской школе, поскольку в Казахстане она училась в русскоязычной школе и довольно успешно получала «4» и «5». Теперь семья разлучена, пожилой бабушке Маши нужно заботиться о внучке и контролировать её успеваемость, а родители разлучены с ребёнком. По их решению, Маша закончит 8-й и 9-й классы в Казахстане и, получив аттестат о незаконченном среднем образовании (9 классов), как надеются родители, вернётся в Калининградскую область, но это произойдёт не раньше лета 2027 года.
Вместе с Машей в 8-й класс поступал также русскоязычный мальчик Андрей (имя изменено) из Латвии. Он не прошёл первое тестирование в августе, и повторное тестирование в сентябре, остался на домашней подготовке к школе по русскому языку и математике до декабря. В течение всей осени мальчик один раз в неделю посещал школу исключительно для того, чтобы индивидуально заниматься с учительницей, с которой он разбирал вопросы того самого теста, который не сумел сдать перед поступлением в школу. Три осенних месяца подросток провёл дома, фактически запустив остальные предметы школьной программы восьмого класса за первую и начало второй четверти. У мамы Андрея, которая переехала вместе с ним в Россию и, к слову, уже получила наш паспорт, тоже неоднократно возникала мысль отправить сына обратно к бабушке в Латвию — хотя она очень любит Родину и хотела бы жить здесь вместе с ним.
Но что делать — дети не всегда владеют родным языком на должном уровне, особенно в письменной форме, и, получается, тянут всю семью назад. Когда такое происходит с нашими негражданами в Прибалтике, мы возмущаемся нарушением прав людей и тем, как всё несправедливо и неправильно устроено в Европе, а в России своих же русских детей порой лишают образования, и вопрос об этом был поднят только сегодня на СПЧ. Что делать? И кто виноват? Не те ли, кто изо всех сил борется за чистоту языка, а сами иногда не могут связать двух слов без ошибок.