Как распознать разбавленный бензин на автозаправочных станциях, объяснили специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета.
В последнее время владельцы автомобилей все чаще сталкиваются с некачественным бензином на АЗС. Разбавление топлива вредными компонентами стало более распространенным из-за нехватки бензина и повышения цен. Однако использование такого некачественного продукта может привести к поломке автомобиля и негативным последствиям для пассажиров.
В пермском Политехе напомнили, что термин «разбавленный бензин» не всегда указывает на подделку – важно понимать, чем именно он разбавлен.
Сначала рассмотрим случай, когда разбавление улучшает качество углеводородов. Поскольку «прямогонное топливо» (без добавок) обладает низким октановым числом (параметром, определяющим устойчивость бензина к детонации в двигателе внутреннего сгорания), оно может спровоцировать преждевременное самовоспламенение топливовоздушной смеси. Это, в свою очередь, приводит к повышенному износу двигателя, снижению мощности и увеличению расхода топлива, а также может повредить поршни и другие компоненты. Поэтому специалисты повышают октановое число.
Согласно европейским экологическим нормам, для создания высококачественного топлива в него добавляются специальные присадки. Ранее это был высокоэффективный, но крайне токсичный тетраэтилсвинец, который затем заменили на более безопасные алкилы, сложные эфиры и спирты. Именно они позволяют получить популярный бензин с октановыми числами 92, 95 и 98.
Тем не менее, на автозаправках теоретически могут продавать и некачественный бензин, разбавленный более дешевыми фракциями.
Методы выявления фальсификата
Определить бензин, не соответствующий ГОСТу, ни по цвету, ни по запаху, ни по консистенции обычному водителю почти невозможно. Поэтому старший преподаватель кафедры «Химические технологии» ПНИПУ Андрей Кудинов рекомендует провести самый простой, «бумажный» тест.
Для этого нужно капнуть несколько капель бензина на белый лист бумаги. Если через 5-10 минут на поверхности останется масляный ореол, это будет свидетельствовать о наличии в бензине тяжелых фракций, таких как дизельное топливо или керосин.
Второй способ потребует наличия открытого пространства без жилых построек и огнеупорной металлической емкости с длинной ручкой, поскольку он связан с особенностями горения бензина.
Топливо без тяжелых примесей будет гореть бело-голубым пламенем. Желтовато-оранжевый оттенок укажет на присутствие спиртов или воды. А сажа в пламени будет свидетельствовать о керосине или дизтопливе.
Полный анализ бензина для определения всех некачественных добавок могут провести только химики в специализированной лаборатории, применяя хроматографический анализ, который «разложит» его на 20 и более показателей.