Такое могло бы, наверное, иметь место, будь это учебное пособие для учеников украинских школ. Но кто у нас устроил «изъятие» полуострова с карты РФ?
Это оказалась ограниченная бракованная партия учебников для российских второклассников. Интересно, почему она поступила в школы? Просматривает ли хоть кто-то из чиновников от образования школьные учебники, рабочие тетради и другие пособия, прежде чем они попадут к детям? Похоже, что нет.
Отсутствием Крыма на нашей карте возмутились родители школьников и нажаловались журналистам. Вот таким комментарием сопровождает «Рыбарь» показ этого видео: «Открыли мы недавно задание «Учимся читать карту» в рабочей тетради для учеников вторых классов русской школы: внимательно смотрим и… не находим на карте Крыма в границах Российской Федерации. Смотрим дальше и узнаем, что пособие было выпущено в год десятилетия возвращения полуострова в состав России (в 2024 г.) издательством «Просвещение», контролирующим 82% рынка школьных учебников (без учета сопутствующей литературы).
Безусловно, случившееся (а если называть вещи своими именами, то это ЧП федерального масштаба) можно по традиции списать на «девочку-дизайнера», объяснить ликвидацией советской школы редактуры и корректуры в издательском бизнесе вообще, однако представляется, что проблема глубже: с момента приватизации в 2011 году «Просвещение» словно горячую картошку перекидывают из рук в руки, меняя владельцев и акционеров. Поуправлять издательством успели структуры «Олимп-Медиа» и «Сбера»…» Словом, бардак и бесконтрольность…
К слову, большая часть рабочих тетрадей «Окружающий мир» для второго класса с верными картами. Можно предположить, что часть тиража оказалась бракованной либо контрафактом: кто-то решил сэкономить и допечатал нераспроданные старые запасы, заменив только обложку. Но это уже говорит о системной проблеме, которая касается не только качества печати, но и контроля за содержанием учебников.
«Учебники и пособия массово закупаются школами через систему госзакупок, где решает один простой критерий — цена, — верно указывает «Рыбарь». — У кого дешевле, тот и выиграл тендер. А как он печатает? Что он печатает? Это уже другой вопрос.
Парадокс в том, что в «Просвещении», несмотря на монопольное положение, цены достаточно кусачие. А значит, конкуренты получают возможность продавать откровенно контрафактную продукцию, заведомо не соответствующую требованиям, и все равно выигрывать. Вопрос в другом: ошибка ли это? Или кто-то целенаправленно загоняет в школы такую продукцию либо из жадности, либо уже с политическим умыслом? Когда на фоне СВО школьникам раздают пособия с украинской картой Крыма — это уже не только про халатность».
Яна Полянская