Российская нефть постоянно теряет в стоимости. При этом не только привычный для нашей страны экспортный сорт Urals, который азиатские импортеры покупают со скидкой свыше $20, но и более качественный восточносибирский сорт ESPO, ранее реализуемый с надбавкой к североморской марке Brent. Власти утверждают, что текущий дисконт — это временное явление, однако растущие западные санкции в отношении российских энергоносителей могут сделать такие скидки постоянными.
В ноябре скидки на экспортный сорт Urals, отгружаемый из западных портов России и поставляемый на международный рынок (прежде всего в азиатские государства), достигли $20-22,5 за баррель. Для сравнения, в предыдущем месяце дисконт составлял почти вдвое меньше — $12,6-12,9.
Кроме того, отечественные экспортеры вынуждены предлагать клиентам бонус при продаже нефти, добываемой на восточносибирских месторождениях сорта ESPО, который по качеству не уступает легким ближневосточным маркам и ранее продавался с небольшой надбавкой к Brent. В начале декабря, по данным трейдеров, отгружаемая в китайские порты российская премиальная нефть торговалась с рекордным за всю историю дисконтом в $5-6, тогда как в конце октября ESPО продавалась с дисконтом всего в $0,5-1 за баррель.
Вице-премьер Александр Новак считает, что текущая ценовая волатильность вызвана внешними факторами, но влияние существующих негативных элементов со временем уменьшится, и по итогам года стоимость нефти приблизится к ранее запланированным показателям.
Минэкономразвития частично подтверждает слова замглавы правительства. Согласно оценке министерства, средняя цена Urals для налоговых расчетов снизилась с $53,68 в октябре до $44,87 в ноябре. При этом министерство сохраняет оптимистичный прогноз, согласно которому средняя цена российского сырья в 2025 году составит $58, а в 2026-м немного увеличится — до $59 за «бочку».
«Дисконты для китайских покупателей возросли на фоне падения спроса на российскую нефть, вызванного приостановкой импорта со стороны государственных НПЗ после введения в конце октября Вашингтоном санкций против крупнейших поставщиков «черного золота» из России, — говорит экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — К середине ноября среднесуточная отгрузка российского сырья на морские танкеры, направляющиеся на восток, сократилась примерно на 190 тыс. до 3,36 млн баррелей, что стало самым низким показателем с начала осени. Трейдеры отмечают, что некоторые отгружаемые в декабре партии ESPO, на которую приходится около 45% китайского нефтяного импорта из России, до сих пор не нашли покупателей»,
По словам эксперта, зарубежные перерабатывающие заводы, обычно склонные к более рискованным операциям, также проявляют большую осторожность и либо соглашаются подписывать с нашими экспортерами контракты только при значительных ценовых преференциях, либо просто избегают российских поставок.
По оценке норвежской аналитической компании Rystad Energy, если Россия не продолжит предоставлять высокие дисконты контрагентам, то в ближайшие недели морской импорт нефти из России в Китай может сократиться на две трети от среднемесячного объема — до 500-800 баррелей в сутки.
Похожая ситуация наблюдается и в российско-индийских деловых отношениях, касающихся сделок с углеводородами. По данным Bloomberg, пять из семи индийских перерабатывающих компаний уже сообщили о полном прекращении приема российской нефти. Государственная Indian Oil перекупает отдельные партии сырья, однако делает это все менее охотно. Как считает президент Университета им. Джавахарлала Неру Канвал Сибал, из-за усиливающихся опасений компаний и банков попасть под вторичные американские санкции, Нью-Дели готовится значительно сократить закупки из России – объемы импорта могут упасть почти на 50%. Возможно, успешные переговоры между лидерами двух стран – Путиным и Моди – изменят эту тенденцию.
Эксперты пока не спешат подсчитывать конкретные финансовые потери России от предоставляемых импортерам скидок на «черное золото». Отечественная отрасль постепенно адаптируется к новым вызовам, поэтому слова Новака о временных признаках высоких дисконтов могут в дальнейшем подтвердиться на практике. Тем не менее, этот фактор значительно влияет на экспортные доходы нашей страны. По оценке Минфина, нефтегазовые доходы бюджета в январе-октябре составили около 7,5 трлн рублей, сократившись на 21,4% в годовом выражении. В ноябре в казну от нефтяных компаний поступило менее 531 млрд рублей, тогда как в октябре эта сумма превысила 888 млрд рублей. В качестве еще одного показательного сравнения можно привести месячный максимум, зафиксированный в апреле — более 1 трлн рублей.
По мнению руководителя проектов КГ «Полилог» Евгения Зленко, в условиях западного санкционного давления дисконт остается главным преимуществом и рычагом для сохранения объемов продаж российских энергоносителей. Без снижения цен нашей стране придется либо сокращать объемы производства и экспорта, либо искать альтернативные рынки сбыта.
«Запад продолжает ужесточать рестрикции в отношении отечественного энергетического сектора, — рассуждает Андрей Лобода. — В частности, Евросоюз и G7 обсуждают возможность замены «потолка» цен на российскую нефть на полный запрет доступа нашей страны к морским перевозкам «черного золота». Если верить Reuters, такая мера может быть включена в очередной пакет антироссийских санкций ЕС. Таким образом, у азиатских покупателей появится основание и в дальнейшем требовать от Москвы дополнительных скидок на покупаемые углеводороды, в результате чего повышенный дисконт на Urals и даже на ESPO может стать хроническим».