Россияне назвали самые ожидаемые операции с цифровыми рублями

Оплата налогов, госпошлин, а также приобретение товаров и услуг — это самые ожидаемые действия для россиян в цифровых рублях после широкого внедрения нового типа цифровой валюты в стране в 2026 году. Об этом свидетельствует исследование «Цифровой рубль глазами россиян», проведенное ВТБ и Brand Analytics, разработчиком одноимённой системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ. В исследование включен всероссийский опрос и анализ почти 25 миллиардов публичных сообщений в социальных сетях. Согласно опросу, 43% респондентов ожидают возможности уплаты налогов цифровыми рублями, 39% — получения государственных выплат, а 36% — перевода денег между пользователями.

Россияне назвали самые ожидаемые операции с цифровыми рублями

Цифровой рубль становится не просто технологической инициативой, но и темой для общественных обсуждений. Исследование, проведенное банком ВТБ совместно с Brand Analytics в преддверии форума «Финополис-2025», показало, что россияне уже формируют свои ожидания от нового типа денег — от упрощения налоговых расчетов до прозрачных выплат и уменьшения комиссий.

Наиболее востребованной операцией в цифровых рублях респонденты назвали уплату налогов и госпошлин — так ответили 43% участников опроса. За ними следуют покупки товаров и услуг, а также получение государственных выплат (39%). Замыкают пятёрку наиболее ожидаемых сценариев переводы между пользователями (36%) и получение зарплаты (28%).

Почти половина россиян (42%) заявили о намерении использовать цифровые рубли наряду с наличными и безналичными средствами. Каждый десятый указал, что форма денег для него не имеет значения. Среди преимуществ цифрового рубля чаще всего упоминаются надежность — средства хранятся непосредственно в Банке России (41%), снижение комиссий при переводах и платежах (39%) и возможность доступа через мобильное приложение любого банка (38%).

68% опрошенных готовы получать зарплату в цифровых рублях, ещё 12% пока не определились. Главными условиями для перехода стали получение бонусов и дополнительных преимуществ (44%), а также возможность выбирать удобный график выплат — например, раз в неделю или ежедневно.

«Как один из крупнейших банков страны с развитой цифровой инфраструктурой, мы проводим множество тестирований и пилотных операций в цифровых рублях. Среди сценариев — уплата штрафов, получение пособий, покупки товаров и тестирование смарт-контрактов. Мы видим, что наибольшим спросом будут пользоваться операции, где цифровой рубль выступает не просто в роли средства платежа, а частью новых пользовательских сценариев», — отметил заместитель президента — председателя правления ВТБ Вадим Кулик.

Цифровой рубль — это цифровая форма российской национальной валюты, выпускаемая Банком России. Массовое внедрение операций запланировано на 1 сентября 2026 года. С середины 2023 года более десяти крупнейших российских банков, помимо ВТБ, участвуют в пилотном проекте на площадке ЦБ, тестируя различные сценарии его применения.

Параллельно Brand Analytics проанализировала почти 25 миллиардов русскоязычных сообщений, опубликованных в социальных сетях с начала 2025 года. Как отмечают аналитики, обсуждение цифрового рубля вызывает больший интерес, чем, например, разговоры о прогрессивной шкале НДФЛ, хотя и уступает по масштабам теме ключевой ставки.

Пользователи чаще всего сравнивают цифровой рубль с наличными (21% обсуждений), обсуждают его в контексте пособий и льгот (17%), прозрачности платежей (16%) и безопасности (13%). Для большинства аудитории, согласно данным Brand Analytics, цифровой рубль ассоциируется с технологическим прогрессом и адресной социальной поддержкой.

«С одной стороны, цифровой рубль воспринимается как символ технологического развития и прозрачности. С другой — успех его внедрения будет зависеть от доверия, безопасности и разъяснительной работы в СМИ и социальных сетях», — отметил директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный.

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях