Доказанные и коммерчески оправданные запасы нефти в России составляют 13 миллиардов тонн. При текущих темпах добычи этого объема ресурсов будет достаточно на 25 лет стабильного извлечения. Для увеличения отечественных запасов сырья необходимо оптимизировать фискальную политику государства и поддерживать стоимость барреля выше $70.
Формально Россия обладает запасами нефти на несколько десятилетий вперед, но такая перспектива станет реальной только при условии активного участия сырьевых компаний в геологоразведке и пополнении ресурсной базы. В противном случае отечественным производителям останется полагаться только на прогнозные объемы залежей уже открытых месторождений «черного золота», которые, по словам главы Федерального агентства по недропользованию Олега Казанова, оцениваются в 31 миллиард тонн. В то же время, потенциал доказанных, то есть готовых к разработке углеводородных месторождений, составляет примерно 19 миллиардов тонн. Причем только 13 миллиардов из них фактически подходят для рентабельной коммерческой разработки при существующих ценах и налоговой системе. Если разделить этот объем на приблизительный годовой уровень добычи, то обеспеченность нашей страны нефтью составляет около 25 лет. Чтобы избежать исчерпания запасов ко второй половине этого столетия, необходимо поддерживать в резерве постоянный переходящий остаток до 15 миллиардов тонн готовых к извлечению рентабельных запасов.
«Поэтому нам и нужна непрерывная геологоразведка», — считает Казанов.
Открыть и доказать
Озвученная главой Роснедр статистика в значительной мере соответствует утвержденной правительством в апреле Энергетической стратегии нашей страны до 2050 года, согласно которой добыча нефти в России в ближайшие 25 лет не только останется на текущем уровне, но и увеличится с 516 миллионов до 540 миллионов тонн.
Задача, поставленная профильными чиновниками перед сырьевой отраслью, вполне достижима, хотя не исключено, что в процессе ее реализации называемые ориентировочные показатели будут еще несколько раз изменены. «Доказанные, разведанные или, как их иногда называют, подготовленные запасы подразумевают наличие достаточной геологоразведочной информации и технических данных, а также оформленных разрешений для ввода в эксплуатацию в обозримом будущем», — объясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Предварительно оцененные неподготовленные ресурсы требуют дополнительных исследовательских и поисковых работ, проектирования и создания инфраструктуры и скважин. После выполнения всего комплекса необходимых действий объемы подтвержденных запасов могут оказаться ниже первоначальных прогнозных характеристик.
Для положительной динамики расширения доступного для освоения полигона энергоносителей требуется значительная финансовая поддержка.
«В 2024 году, оказавшимся «урожайным» для добывающей отрасли, на территории нашей страны недропользователи открыли 39 новых месторождений углеводородов, прирост запасов нефти по которым, по данным Минприроды, превысил 58 миллионов тонн, — отмечает экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — В свою очередь, суммарный прирост извлекаемых запасов основных промышленных категорий жидких углеводородов, включая газовый конденсат, составил 592 миллиона тонн. Достижению такого результата способствовали рекордные инвестиции в геологоразведку на сумму 450 миллиардов рублей (с учетом твердых полезных ископаемых — «МК»). Для сравнения, в 2023 году, когда на те же цели было потрачено меньше денежных средств, аналогичный показатель застрял на отметке в 550 миллионов. Правительство надеется, что в этом и в будущие годы у нефтяников получится повторить максимальные инвестиционные значения, правда для этого желательна более комфортная стоимость барреля — выше $70».
Налоги съели запасы
Помимо возможных финансовых трудностей, укреплению сырьевой платформы России могут помешать и внутренние факторы, а именно налоговая политика, исполнительные механизмы которой пока далеки от совершенства. В первую очередь речь идет о комбинированной фискальной нагрузке на добычу, состоящей из ставки НДПИ, налога на дополнительный доход и экспортных пошлин.
«Эти инструменты хорошо работают на крупных месторождениях, не требующих бурения глубоких скважин, но не стимулируют инвестиции в трудноизвлекаемые месторождения, так как при одинаковых государственных сборах проекты с высоким CAPEX (себестоимость добычи — «МК») и длительным возвратом вложений становятся нерентабельны», — рассуждает Чернов.
Дело в том, что затраты на освоение большинства российских сухопутных месторождений колеблются около $20 за баррель, тогда как CAPEX арктических и шельфовых проектов иногда превышает $80 за баррель.
Для восстановления справедливого режима в отношении высокозатратных промыслов эксперт рекомендует дифференцировать НДПИ или установить специальный налоговый режим, предусматривающий уменьшение налога на добычу, фискальные кредиты и ускорение амортизации. Кроме того, можно ввести инвестиционные вычеты и стимулы для геологоразведки, такие как возврат части затрат, а также разработать гибкую систему экспортных пошлин, снизив ставки для трудноизвлекаемых проектов.
Внедрению предложенных изменений мешает высокая зависимость бюджета от сырьевой составляющей (так, в первом полугодии 2025 года доля нефтегазовых доходов казны составила почти 27%). Проведение реформ затрудняют и юридические аспекты, поскольку они требуют согласования множества заинтересованных сторон — Минфина, Минэнерго, Роснедр и самих нефтяных компаний, что постоянно приводит к конфликтам по приоритетам.
«Как ни печально это признавать, но устоявшиеся отраслевые обстоятельства угрожают осуществлением стресс-сценария Энергостратегии-2050 , при котором добыча нефти в России за четверть века провалится до 170 миллионов тонн, — предупреждает Лобода. — Правда, в таком случае даже нынешних подготовленных запасов «черного золота» нам хватит до конца этого столетия».
СПРАВКА «МК»:
Международные оценки нефтяных запасов России сильно расходятся из-за разных методик и критериев расчетов, помимо традиционных месторождений, включающих или не включающих иные структуры залежей — битуминозные пески, сланцевые резервы и так далее. Например, по данным Управления энергетической информации США (EIA) и норвежской независимой компании по исследованиям и бизнес-аналитике в сфере энергетики Rystad Energy, доказанные ресурсы нефти нашей страны на 2024 год составили 58 миллиардов баррелей (7,6 миллиарда тонн), а потенциальные — 80 миллиардов баррелей (11 миллиард тонн).