Декабрь 2025 года оказался месяцем сразу двух шокирующих преступлений, произошедших в различных странах, но обладающих пугающе схожими характеристиками. В Польше и России жертвами стали дети, а подозреваемыми выступили такие же несовершеннолетние школьники. Эти инциденты вызывают разговоры не о случайных трагедиях, а о настораживающей тенденции как в России, так и в США (где подобные преступления периодически имеют место) и в Европе.
Убийство 11-летней Дануты в Еленя-Гуре
15 декабря в польском городе Еленя-Гура, неподалёку от школы, было найдено тело 11-летней ученицы Дануты. Девочка возвращалась домой после занятий, когда, согласно данным следствия, к ней подошла 12-летняя ученица той же школы — Хана.
По версии польской прокуратуры, Хана «умышленно привела Дануту в лесопарковую зону», где нанесла ей ножевые ранения. Ребёнок скончался от потери крови до прибытия медиков. Нож был изъят и признан возможным орудием убийства.
Следствие установило, что девочки:
— учились в одной школе,
— жили по соседству,
— были членами харцерской (скаутской) организации,
— но «не общались близко».
Одноклассники описывали Хану как замкнутую и странную. Она увлекалась военной тематикой, мечтала о службе в армии, «часто говорила о ножах и, по словам знакомых, регулярно их точила». Эти детали стали известны лишь после трагедии.
Мотивы убийства до сих пор не определены. Из-за возраста Хана не подлежит уголовной ответственности — её дело рассматривает семейный суд, а сама она помещена под медицинское наблюдение. В городе был объявлен день траура, а школе и семьям была оказана психологическая поддержка.
На следующий день — 16 декабря — в России произошла аналогичная трагедия. Напомним, что в школе в посёлке Горки-2 Одинцовского района Подмосковья 15-летний подросток пришел на занятия с ножом.
Он напал на охранника и учеников. 10-летний мальчик погиб, охранник получил ранения. Нападавший был задержан на месте.
Следствие рассматривает версии, связанные с
— агрессией и психологическими проблемами,
— возможной идеологической радикализацией,
— интересом к насилию и оружию.
Как и в польском случае, четкого мотива следствие официально пока не назвало, расследование продолжается.
Что общего у этих трагедий.
Несмотря на различия в странах и обстоятельствах, между двумя делами есть тревожные схождения:
— Нападавшие несовершеннолетние — 12 и 15 лет
— Жертвы — дети младшего школьного возраста
— Орудие убийства — нож, принесённый заранее
— Школа как центральная точка событий
— Отсутствие явного конфликта или ссоры
— Замкнутость и тревожные сигналы в поведении нападавших, которые ранее не были должным образом замечены
Оба случая вызвали широкий общественный резонанс и обсуждение роли семьи, школы и государства в раннем выявлении психологических рисков у детей.
Трагедии в Еленя-Гуре и Одинцово — это сигнал о том, что насилие «молодеет», а тревожные признаки в поведении подростков всё чаще остаются незамеченными — до момента, когда становится слишком поздно.
Вопросы, которые сегодня задают как в Польше, так и в России, одинаковы:
— кто должен был заметить опасные сигналы, — почему они были проигнорированы,
— как предотвратить повторение подобного.
Когда убийцей становится ребёнок: громкие случаи по миру
Истории из Польши и Подмосковья пугают не только своей жестокостью, но и ощущением дежавю. Подобные трагедии уже имели место — в разных странах, культурах и в разные временные промежутки. Ниже приведены наиболее резонансные случаи, когда насилие исходило от детей или подростков, а жертвами становились их сверстники или младшие дети.
Великобритания — убийство Джеймса Балджера (1993)
Один из самых известных и шокирующих случаев в Европе.
Два 10-летних мальчика похитили 2-летнего Джеймса Балджера из торгового центра в Ливерпуле. Ребёнка уводили на глазах у десятков людей, после чего жестоко убили.
Этот случай до сих пор считается символом того, что возраст не является гарантией невиновности.
Япония — «Мальчик А» из Кобе (1997)
14-летний подросток, известный как «Мальчик А», убил 11-летнего ребёнка и тяжело ранил еще нескольких. Он оставил письмо с философскими и агрессивными размышлениями, где выражал ненависть к обществу.
Японию потрясло не только убийство, но и:
— хладнокровие,
— интеллектуальная подготовка,
— отсутствие раскаяния.
После этого дела в стране пересмотрели подход к психиатрической помощи подросткам.
США — стрельба в школе Jonesboro (1998)
11-летний и 13-летний мальчики устроили стрельбу у школы в Арканзасе. Они заранее продумали план, включили пожарную сигнализацию и открыли огонь по выходящим людям.
Погибли 5 человек, включая учителя.
Этот случай стал одним из первых, продемонстрировавших, что «школьное насилие может быть хорошо спланированным даже детьми».
Германия — Эрфурт и Эмсдеттен (2002, 2006)
Хотя нападавшие были старше (17–19 лет), оба дела объединяет важный фактор:
долгая социальная изоляция, интерес к оружию и игнорируемые тревожные сигналы.
Эти трагедии побудили Германию к массовому внедрению:
— школьных психологов,
— программ раннего выявления агрессии,
— мониторинга поведения подростков.
Финляндия — школьные нападения (Йокела, Каугаёки)
Финляндия, считавшаяся одной из самых безопасных стран Европы, столкнулась с серией подростковых атак в школах. Во всех случаях:
— нападавшие заранее публиковали тексты или видео,
— говорили о ненависти, пустоте, бессмысленности,
— взрослые замечали странности, но не реагировали.
Независимо от страны, снова и снова проявляются одни и те же элементы:
— ранний интерес к насилию или оружию,
— социальная изоляция,
— отсутствие прямого конфликта с жертвой,
— сигналы, которые воспринимались как «просто странности».
— реакция общества уже после трагедии, а не до неё.
Случаи в Польше и Подмосковье не являются уникальными — они вписываются в глобальный, крайне тревожный ряд.
Мир уже не раз сталкивался с тем, что детская жестокость не возникает внезапно, но каждый раз оказывается к ней не готов.
И, вероятно, самый страшный общий вывод:
почти во всех этих историях кто-то потом произносил — «мы замечали, что с ним что-то не так».