Региональная авиация пытается выжить

Региональная авиация пытается выжить

Целый ряд факторов способствовал тому, что в настоящее время полет на местном, так сказать, самолете становится игрой в русскую рулетку. Летать не на чем и некому, а правила безопасности просто игнорируются.

ЧЕРНЫЙ СПИСОК АВИАКАТАСТРОФ

Статистические данные не внушают оптимизма. Цифры, озвученные в письме заместителя руководителя Ространснадзора Владимира Фонарева, приводят в ужас: за год количество авиапроисшествий увеличилось с 8 до 17 случаев, а число жертв возросло с 12 до 37 человек. Таким образом, каждые три недели в российском небе происходит авиационная трагедия.

За десять месяцев 2025 года российское небо стало свидетелем четырех серьезных инцидентов — двух аварий и двух авиакатастроф, унесших жизни 53 человек. Последняя трагедия произошла 3 октября в Красноярском крае, где при жесткой посадке разбился Ан-2 авиакомпании «Борус». Погибли два пилота.

А 24 июля страна замерла от ужаса. Мы сообщали о том, что пассажирский Ан-24 авиакомпании «Ангара», выполнявший рейс по маршруту Хабаровск — Благовещенск — Тында, рухнул в Амурской области при повторном заходе на посадку. 48 человек, включая шестерых членов экипажа, погибли мгновенно. Никто не выжил.

Именно эта катастрофа стала последней каплей. По предварительным данным, причиной крушения стала ошибка экипажа при настройке высотомера — техническая ошибка, которая обернулась смертным приговором для десятков людей. С 1 декабря 2025 года начнется беспрецедентная по масштабам проверка 51 региональной авиакомпании.

Проверяющие будут изучать каждый болт и каждую инструкцию в течение целого года — до 1 декабря 2026-го. Это не обычная инспекция, а настоящее расследование состояния региональной авиации. От его результатов зависит судьба многих авиакомпаний.

Проверка — это, безусловно, хорошо. Но как это мероприятие поможет в подготовке летчиков, решении множества административных и технических вопросов, появлению новых отечественных самолетов, наконец? Очевидно, что безопасность полетов на бортах провинциальных авиакомпаний определяется целым комплексом очень сложных вопросов, решить которые эта проверка, к сожалению, не в состоянии.

СИСТЕМНЫЕ БОЛЕЗНИ ОТРАСЛИ

В пояснительной записке к правительственному поручению четко обозначены основные проблемы региональной авиации.

Нарушения техобслуживания. Авиакомпании массово пренебрегают требованиями по проведению технического обслуживания воздушных судов. Самолеты поднимаются в небо с неисправностями, которые могут привести к катастрофе.

Управленческий хаос. Во многих авиакомпаниях отсутствует система управления безопасностью полетов. Это означает, что риски не анализируются, предупреждающие сигналы игнорируются.

Неподготовленный персонал и кадровый голод. Пилоты и техники не проходят необходимую подготовку. В условиях жесткой экономии на обучении кадров авиакомпании играют в лотерею с человеческими жизнями. Но зачастую и некого готовить: из-за катастрофически низких зарплат в региональных авиакомпаниях не хватает и пилотов, и техников, и диспетчеров. Люди просто не хотят идти туда работать!

Отсутствие системы безопасности. Многие перевозчики работают без системы управления безопасностью полетов, что подразумевает отсутствие контроля за рисками.

Нарушение инструкций. Экипажи допускают отклонения от эксплуатационной документации, самовольно меняя утвержденные процедуры.

Проблема стоит крайне остро. Именно региональные и местные авиалинии решают задачу обеспечения транспортной доступности для населенных пунктов, где круглогодичного сообщения наземным транспортом просто нет. Такая ситуация не редкость для Крайнего Севера, некоторых населенных пунктов в тайге, на Дальнем Востоке. Есть территории, куда летом можно добраться только по воде, зимой — по зимникам, а в период распутицы — исключительно по воздуху. Для миллионов россиян региональная авиация — это не роскошь, а жизненная необходимость.

Проблема заключается в финансах. При низкой плотности населения и невысоких доходах жителей отдаленных регионов авиакомпании работают в убыток. Механизм субсидирования, когда региональные и муниципальные власти доплачивают перевозчикам, позволяет удерживать цены на приемлемом уровне. Но финансовые возможности регионов ограничены, а расходы авиакомпаний растут как на дрожжах. Ситуацию усугубляет катастрофическое старение авиационного парка.

До сих пор летают десятки самолетов еще советского производства семейства Ан: Ан-24, Ан-26, даже Ан-2. Понятно, что у старого самолета риск разбиться намного выше, чем у нового. Детали-то не вечные.

Существуют и самолеты иностранного производства, но они тоже требуют все больших затрат на техническое обслуживание и ремонт. Если у машины заканчивается календарный срок службы какого-то агрегата, а на складе такого нет, завод готов отремонтировать, но требует запредельную предоплату и устанавливает сроки в 300-600 дней. Некоторые региональные авиакомпании выживают благодаря коммерческим заказчикам — нефтегазовым корпорациям, туристическим фирмам и другим богатым клиентам. Но это, скорее, исключение. А людей возить надо по самой большой в мире стране с огромными расстояниями.

Сегодня каждый пассажир, покупающий авиабилет, задается вопросом: «А вернусь ли я домой?» К сожалению, в наши дни этот страх имеет под собой веские основания. Кардинально изменить ситуацию может только одно: Россия вновь должна начать массово производить свои пассажирские самолеты.

Олег Павлов

Источник: mirnov.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях