
Таким образом, только 7,4% будущих педагогов выразили желание учиться и получать социальную поддержку за счет государственного бюджета. В то время как в прошлом году количество таких желающих было еще ниже — 5,6%. Это свидетельствует о явном снижении интереса к данной профессии.
Эксперты указывают на несколько причин этого явления: тяжелые условия труда, низкие заработные платы, а также неблагоприятная атмосфера в коллективах, что отражает общую ситуацию в обществе. Поэтому соискатели предпочитают альтернативные варианты, такие как удаленная работа, курьерские услуги или индивидуальное предпринимательство.
Перед Министерством просвещения, которое в последние годы столкнулось с острым дефицитом учителей в средних школах, была поставлена задача вернуть педагогов в классы, что вызвало у чиновников в отрасли всплеск креативности. Однако эта задача оказалась весьма сложной, что заставило Минпросвещения обратиться к советскому опыту работы с выпускниками — системе распределения, но в модернизированном виде.
Теперь те, кто поступает в педагогические вузы на бюджетной основе, должны будут подписать трехсторонний договор с вузом и работодателем, и после получения диплома отправиться работать в учебное заведение, указанное в договоре, на срок три года. При этом работодатель обязан предоставить студенту социальную поддержку в виде стипендии и жилья.
Если условия договора не будут выполнены, то виновная сторона должна будет компенсировать стоимость обучения и выплатить штраф, который почти вдвое превышает стоимость обучения. Законопроект, предусматривающий такие условия получения диплома, Государственная дума приняла еще в начале осени, и сразу проявилась тенденция — уход от профессии усилился, как и прогнозировали эксперты.
«Основная проблема — это долгосрочные обязательства», — утверждает директор проекта Дирекции приоритетных образовательных инициатив Айрат Сатдыков. — Обучение длится минимум четыре года, что для современных динамичных условий экономики выходит за пределы планирования для большинства работодателей. Высокая нагрузка, низкая оплата труда и не всегда комфортные условия работы приводят к тому, что значительная часть молодых педагогов покидает школу в первые годы после трудоустройства».
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина уверена, что целевое обучение в ближайшие несколько лет «точно не станет популярным среди студентов» педагогических специальностей и не превратится в массовое явление.
Снова у главы Минпросвещения Сергея Кравцова проект не складывается…
Павел Максимов