Во многих регионах страны присутствует сеть дискаунтеров «Светофор». Первые магазины появились в Красноярске, где начинали свой еще тогда пивной бизнес владельцы сети. Сейчас насчитывается более 2500 магазинов по стране (и есть магазины даже за границей). А основной владелец торговой сети – уже долларовый миллиардер.
Сеть входит в список 200 крупнейших частных компаний России (на 2021 год занимала 52 позицию с выручкой 188,7 млрд рублей).
Если кто впервые зайдет в Светофор, то у него будет ощущение, что он попал на склад. Товар продается на паллетных выкладках. Лишь часть товаров, как мясные или сырные изделия – на полках. Есть у них еще гипермаркеты Маяк, они по-приличнее. За рубежом Светофор работает под торговой маркой «Mere».
Магазины расположены, как правило, в местах, далеких от удобной шаговой доступности для покупателя (туда нужно ехать), персонала внутри магазина минимум. В магазин Светофор покупатель едет за низкой ценой. Многие магазины даже не приводят в достойный внешний и внутренний вид, просто лепят вывеску и начинают торговать.
У многих слово "дискаунтер" говорит про качество товаров в нем. Да, там есть и низкосортная продукция, но есть и продукты известных марок, которые можно встретить на полках других супермаркетов, но в другой фасовке (по массе). Либо вообще не встретить, т.к. многие работают лишь со Светофором.
Первые магазины, открывшиеся в 2009-м были на грани окупаемости. Но все поменяло изменение в подходе при работе с поставщиками. Условия работы со Светофором – под реализацию или как грамотно принято указывать в договорах, условия товарного кредита. Платят без задержек. Доставка в магазины своими силами. Хотя, сейчас у Светофора в каждом регионе есть официальные логисты, кто за процент развозит товар до каждого дискаунтера (разгрузка фуры от производителя на их склад). Другое важное условие — 100% возврат товара после истечения срока годности. Т.е. Светофор никакие убытки на себя не перекладывает.
Примерно 10 лет назад довелось и мне поработать с этими магазинами и после этого стало понятным, почему в нем такие низкие цены. Хотя, как написал, есть товары и не из категории глубокого эконом-класса и они не могут стоить слишком дешево.
Подрабатывал я у одного небольшого производителя соков региональным менеджером. Хорошая ГОСТовская продукция, с сертификатом, позволяющим поставлять соки даже в детские сады. Работали в нашем регионе с одним небольшим дистрибьютером.
Звонит как-то мой руководитель и сообщает, что у них на складе образовалась крупная партия продукции с остаточным сроком годности 6 месяцев. Есть риск, что не успеют реализовать по своей сети партнеров. Ставит задачу продать в Светофор.
На удивление, Светофор сразу взяли наш малоизвестный сок (несколько вкусов) по несколько паллет на магазин. Разумеется, по цене с большим дисконтом. Но это лучше, чем утилизировать товар и потерять затраты на его производство. Приехала фура со склада и развезла все по магазинам. Продажи пошли.
Но за полгода Светофоры не успели все реализовать. Осталось что-то в суммарном объеме 1 или 2 паллеты. Пришлось забирать. После этого, поставок в Светофор не делали. Не всегда это выгодно для производителей.
Позже была еще одна попытка поработать со Светофорами, но по краске. Светофоры часто работают с поставщиками хозтоваров. Несколько лет назад связывался с категорийным менеджером узнать уровень закупочной цены на краску. Цена шокировала, она была 80 руб. за литр. Такая цена последний раз была зафиксирована в программе и выше нее Светофор предложения не рассматривал на тот момент. Так пояснил менеджер.
Что за эту цену производитель наливал в банки – для меня осталось загадкой. Наверное, мел с водой и обойным клеем. Либо «сливали» партию продукции с истекающими сроками годности (2 года).
Как видно из этого примера с соками, в Светофорах может оказаться качественная продукция по очень низким ценам. И так им часто «сливают» свою продукцию многие производители. Если сроки годности подходят или нужно выполнить план продаж.
Некоторые производители делают большую фасовку на свой известный товар и в персечете за 100 гр., он получается в Светофоре дешевле. Есть и продукция, состав которой удешевили. Такие продукты сразу не узнаешь, насколько они качественные. Особенно консервы.
Еще одна статья сокращения затрат при открытии новых Светофоров – это поиск зданий с низкой арендной платой. С ними работают менеджеры, кто целенаправленно ищут такие площади.
Видя успех Светофоров в этом ценовом сегменте магазинов, открылись конкуренты, другие дискаунтеры: «Да!», «Чижик», «Доброцен», «Моя цена» и Fix Price. В нашем регионе с подобной выкладкой работают «Хороший» и «Батон».
За все время я был в Светофорах всего несколько раз. Лично мне их расположение неудобно. Но не это главное. Не знаю, как все, а я в них чувствую себя «нищим». Покупки должны приносить удовлетворение, а не морально давить на тебя.
Какие товары вы покупали в Светофорах и остались довольны качеством и ценой – напишите в комментариях.