Неделю назад в своем ТГ спикер Госдумы тезисно, но, главное, предельно конкретно обозначил проблемы в школьном образовании. Тот самый редкий случай, когда готов подписаться под каждым словом главного депутата.
Его главный тезис о том, что «сначала повышение качества образования, а только потом развитие технологий и рост экономики» перекликается с хрестоматийной фразой, приписываемой Бисмарку, но это не Бисмарк – «франко-прусскую войну выиграли учителя». Без решения учительских проблем рост экономики невозможен.
Для начала начальники от образования должны научиться говорить правду о положении дел в образовании.
"Профильные министерства, рассказывая о ситуации с кадрами в образовании, говорят, что у них всё хорошо. Но только учитывают совместителей, а также тех, кто, пройдя переквалификацию, преподаёт несколько несмежных предметов. Всё это не даёт объективной картины", — пишет Вячеслав Володин.
Добавлю от себя, что министр образования Сергей Кравцов, рисуя благостную кадровую картину, умалчивает, что работа на полторы-две ставки становится учительской нормой жизни. Поэтому и дефицит учителей всего… 3-5%.
Хорошо, что президент страны имеет альтернативные источники информации.
Как раз эти цифры и озвучил председатель Госдумы:
«…Президент в ходе разговора и озвучил данные, приведя в пример нехватку учителей математики (33,2%) и физики (24,1%), дефицит которых ежегодно растёт на протяжении последних восьми лет».
В целом на цифрах, которыми манипулирует профильное министерство, огромный налет сервильности – угодить и не расстраивать начальство. А ведь неплохо бы знать истину: кто владеет информацией, тот владеет миром. Поэтому победные реляции чиновников только во вред. Вот, к примеру, они приводят такую цифру.
В 2024 году конкурс в педагогические вузы составил 10 человек на место. Цифра, которая сама по себе ни о чем не говорит. Судить об успешности педагогического образования конкретно для школ можно по двум простым критериям. Первое — сколько выпускников педвузов пришли работать в школы. Второе — сколько молодых учителей ушли из школы через год, через два, через три. Статистка будет печальная, что и подтверждает Володин:
«Количество молодых педагогов составляет всего около 10% от общего числа преподавателей». А по словам экс-министра образования Ольги Васильевой, к 2030 году эта цифра может снизиться до 6%.
«В то же время доля учителей старше 65 лет выше. Спасибо им и низкий поклон за то, что они продолжают работать. Их просто некем будет заменить в случае, если они решат уйти», — продолжает печальную статистику председатель Госдумы.
И это будет уже не локальная кадровая проблема, а самая настоящая катастрофа со всеми вытекающими последствиями.
«Вопросов в системе образования накопилось. Поэтому нам важно подойти к рассматриваемой теме объективно и самокритично. Поймём, в чём проблема, — придёт и решение», — эти словами заканчивает свой пост Вячеслав Володин.
Золотые слова, но, к сожалению, понять, в чем проблема, — это тоже проблема. Большинству депутатов и чиновников понять, видимо, этого не дано.
Сейчас в депутатском тренде – возродить советское распределение после окончания вуза. Обязательно отработать три года. Речь идет о медиках и учителях.
Количественно частично и временно вопрос можно решить – обеспечить видимость отсутствия кадрового дефицита. Качественное решение при таком подходе невозможно. Распределение – разновидность рабства. Только выпускник получил образование, его тут же определяют в разряд рабов для пополнения их рядов.
Авторы этой идеи объясняют ее необходимость тем, что государство затратило деньги на образование (речь идет об обучении на бюджете). Но, помилуйте. Бюджет — налоги, полученные, в том числе, и от родителей выпускника вуза. Почему нет распределения среди юристов, бухгалтеров, выпускников МГИМО? Там тоже тратятся бюджетные деньги. Ответ понятен: разные условия труда.
Приехал учитель по распределению в какой-нибудь Зарюпинск. Что его ждет? Непонятные жилищные условия, низкая зарплата, запредельная нагрузка, помноженная на бюрократию.
Большинство сочувствующих учителям видят решение проблемы в повышении зарплаты.
Средняя зарплата российских педагогов чуть более 55 тысяч рублей. Как средняя температура по больнице: в Москве — 111 тысяч рублей, в Иванове — 33 тысячи.
Зарплату повышать надо, спору нет. И весомой она должна быть, исходя из учительской ставки, а не из-за полутора или двух ставок.
Но даже эти мечтания вторичны в решении школьных проблем, если не будет сделано главное – полное освобождение учителя от несвойственных ему обязанностей. Для этого надо уничтожить бюрократию в школе как класс.
По моему глубокому убеждению, у педагога только две обязанности – качественно учить и через свои уроки, свой образ жизни способствовать формированию личности школьника. Все. Остальное — от лукавых чиновников.