Задержание танкера в нейтральных водах, который считается «российским», президент Владимир Путин охарактеризовал как «пиратство».
На пленарной сессии клуба «Валдай» глава государства отметил: «Что касается захвата каких-либо судов, это – пиратство. Что делают с пиратами? Их уничтожают».
Напомним, что возле берегов Франции специальный отряд французской береговой охраны осуществил абордаж судна Boracay (под флагом Бенина), а членов экипажа доставили для допроса.
Во французских СМИ судно уже связывают с так называемым «теневым флотом» России — судами, которые формально не являются российскими, но, как утверждают западные источники, занимаются поставками сырья в обход санкций.
Согласно одной из версий, Boracay направлялся из Приморска в Индию с грузом нефти для Нью-Дели. Это стало основанием для вмешательства специальных подразделений.
Президент Франции Эммануэль Макрон ранее заявил, что европейские власти должны задерживать российские танкеры в открытом море, «останавливая их на недели», чтобы сорвать поставки сырья. По его мнению, такие меры могут серьезно повлиять на экспортные доходы России и на федеральный бюджет.
После задержания в ближайшие недели планируется встреча начальников генштабов европейских стран с представителями НАТО для разработки совместных действий.
В ряде публикаций подчеркивается, что Запад готов использовать широкий спектр инструментов для противодействия «теневому флоту».
Эксперты отмечают, что к осени 2025 года количество судов, которые приписываются к российским интересам, значительно увеличилось — по разным оценкам, их число приблизилось к тысяче. Судна часто меняют флаги, регистрируются в офшорных зонах или полностью плавают «без флага».
По данным аналитиков, в 2025 году процесс смены реестров ускорился. Теперь он занимает в среднем около 45 дней, в то время как в 2023 году это было 120 дней. Это упрощает уклонение от санкций, но также увеличивает риск столкновений в море.
В ответ на европейские задержания танкеров в России обсуждаются всё более жесткие меры защиты судов.
Речь идет не только о военном сопровождении, но и о создании своеобразного «теневого флота» по образцу ЧВК — с вооружёнными командами на борту, готовыми защитить судно от любой попытки абордажа.
«Пусть у нас будет эдакий теневой флот им. Пригожина. Вооруженные, подготовленные люди на палубе сделают абордаж судна проблематичным. Этот неприятный для Запада сюрприз поменяет расклад», — размышляют журналисты ИА Новороссия.
Однако подобные меры могут легко привести к серьезным последствиям — от экологической катастрофы до масштабного международного конфликта, предупреждают эксперты.
Насколько быстро такие ситуации могут выйти из-под контроля, продемонстрировал случай с танкером Jaguar. Его пытались остановить эстонские и польские военные, в дело вмешались корабли и авиация. Захвата удалось избежать лишь благодаря вмешательству многоцелевого истребителя Су-35МС российских ВКС.
Этот инцидент ясно продемонстрировал, что любая стычка в Балтике способна в считанные часы перерасти в международный скандал.