Рынок психологических тренингов растет рекордными темпами, а вместе с ним и число псевдотренеров.
За последние три года объем рынка тренингов и курсов личностного роста в России вырос в два раза — с 3 тыс. во втором квартале 2015 года до 6 тыс. за тот же период 2018 года.
Самые востребованные программы: семейное благополучие, женские курсы, где учат, как раскрыть в себе богиню или найти мужа мечты, а также тренинги, направленные на то, чтобы человек открыл в себе суперспособности, преодолел фобии и сделал жизнь продуктивнее.
— Психотренинги — один из быстрорастущих сегментов в кризисной экономике, — считают в аналитическом агентстве Price&Quality Agency. — Люди больше подвержены стрессу, и тренинги выглядят своего рода спасительной пилюлей, которая, по их мнению, поможет снять напряжение.
Занятия ориентированы на самые широкие слои населения и по карману даже малообеспеченным людям. Одно- и двухдневные программы стоят от 700 до 5 тыс. рублей, а средняя цена по России для курсов, рассчитанных на 3-5 дней, — 3,7 тыс. рублей.
В конце весны и начале лета число заявок возрастает на 30-40%, а к середине июля спрос снижается в три раза. С началом октябрьской непогоды интерес к тренингам вновь набирает обороты. В «популярные» периоды и цены взлетают.
Работа с личными проблемами необходима, но заниматься ими должны профессионалы. Однако, как показывает практика, лишь каждый третий тренинг ведет специалист с профильным психологическим образованием, а в 70% случаев под личиной психологов скрываются бывшие сотрудники кадровых агентств, учителя, экономисты и люди, не имеющие вообще никакой профессии. После таких тренингов лучшее, что может произойти с клиентом, — выброшенные на ветер деньги, худшее — усугубление проблем.
Основная опасность заключается в том, что людей не предупреждают о том, что участие в подобных программах предполагает перестройку личности на духовном и ценностном уровнях, в результате они теряют себя.
Многие, кто посещал такие курсы, испытали глубокое разочарование в себе и в жизни, потому что надеялись использовать их как волшебную палочку-выручалочку, а на деле не получили ожидаемого результата.