в

Психолог рассказал, как можно предотвратить суициды в метро

Падения на рельсы — это, увы, обыденность для московского метро. Поезда «следуют с увеличенным интервалом» по этой причине едва ли не через день. Машинист, переживший два таких происшествия, и психолог объяснили «МК», как и почему это происходит и что можно сделать, чтобы суицидов на рельсах было меньше.

Психолог рассказал, как можно предотвратить суициды в метро

«Поезда следуют с увеличенными интервалами» — «Затруднено движение на участке…» — «Нет движения поездов на участке…, выбирайте маршруты объезда». Самая распространенная причина сбоев в графике движения – увы, падение на рельсы. Это не всегда происходит намеренно – бывает, что человек оступился, бывают и криминальные случаи. Но, по мнению машинистов, «суицидников» все-таки большинство.

— Два раза сталкивался с этим, — рассказал Алексей П., машинист московского метро с 7-летним стажем. – У коллег тоже бывало, редко кто из машинистов обходится без таких сюжетов. Сообразить тут ничего не успеваешь, даже выругаться нет времени – все уже произошло. На автомате тормозишь, высаживаешь людей из вагонов, сообщаешь по радио об еще одном «прыгуне»… И действуешь по процедуре.

Повезло, если у самого машиниста нет травм – если поезд старый, со «стеклянными» лобовыми стеклами, может и посечь осколками. Новые составы для машинистов безопасные – правда, трещины и вмятины остаются даже на их сверхпрочных «триплексах». Так или иначе, нужно дождаться полицейских, задокументировать происшествие, а затем лезть под вагон (напряжение на контактном рельсе снимается на время) и извлекать оттуда тело. Грамматически говорится – «тело», одна штука, а на практике это от двух-трех до десятка фрагментов плюс то, что в курилках депо называют «фарш». Занятие в высшей степени неаппетитное, но кроме машинистов выполнить эту процедуру некому: это работа на путях, требующая допуска, к тому же никаких санитаров поблизости обычно нет – бригада, которая перевезет тело в морг, только выехала.

— Выражение лица? Смеешься? В одном из моих случаев голову вообще размазало о перрон почти полностью, во второй раз просто все лицо было изуродованное, тут не до выражения, — вспоминает машинист. – Кстати, второе реально страшнее, чем когда вообще нет головы. Первого я просто собрал в мешок «на морально-волевых», и вроде ничего, даже особо сны не снились. Потому что «это» уже не было похоже на человека. А вот второй – точнее, вторая, это девушка была – там хуже: после этого впервые в жизни ушел в запой на 4 дня. Благо, начальство поняло. Вообще, во многих депо после таких происшествий дают отгулы, все все понимают.

Это первая, так сказать, хорошая новость для машиниста в связи с этим. Есть и вторая – виновным его не признают, не тот случай. В отличие, скажем, от водителя автобуса, которого потом замучают написанием объяснительных и разбирательствами в судах, в метро все проще: машинист всегда прав.

— Не могу сказать, что метро как-то особенно депрессивно и склоняет людей к таким историям, — размышляет психолог Ана Брук. – Возможно, потенциальные самоубийцы выбирают метро из-за стремления к некоторой демонстративности. Новости о суицидах именно в метро – тоже, кстати, усиливают тенденцию: в таких делах часто бывает цикличность, последующие подражают предыдущим. А вообще-то человек может вынашивать соответствующие намерения долго, иногда годами, педантично готовиться – и совершить суицид совершенно неожиданно для окружающих.

Предотвратить такие происшествия в теории можно было бы, если бы специально обученные люди (при помощи камер слежения или непосредственно) своевременно выделяли в толпе людей с несколько нестабильным состоянием «готовности», предполагает Ана Брук. Но это требует гигантских вложений, поскольку требуется много специалистов с довольно сложной подготовкой. Аналогичным образом можно научить и школьных охранников и учителей выявлять людей, готовых к шутингу – но в необходимом масштабе это практически нереально.

— Многим кажется, что проблему можно решить всякими «мотивашками» на стенах и дверях метро, — размышляет психолог. – Возможно, но требуется серьезная подготовка, это тонкая профессиональная работа. Выявить типаж, наиболее подверженный суициду – для подростков нужны одни слова, для взрослых людей другие. Не очень верю, что у нас было бы возможно адекватно провести такую кампанию. 

Очевидной кажется мысль внедрить «противосуицидные барьеры» по краю перрона – которые бы раздвигались или опускались бы, когда поезд открывает двери. Самым надежным решением тут внезапно оказались питерские станции с «горизонтальным лифтом» — там на пути броситься невозможно физически. Но даже в северной столице таких станций меньшинство. Дооборудовать стеклянными барьерами остальные – несколько раз пытались (последний раз – тоже в СПб – в 2015 году), но не преуспели. Дело не только в цене (хотя и в ней тоже: шесть лет назад компания-подрядчик насчитала питерскому метро порядка 50 млн рублей за переоборудование каждой станции), но еще и в задержке, связанной с открыванием дополнительной пары дверей. Это всего 4 секунды на открытие-закрытие дверей на каждой станции, но если таких станций – пятнадцать, то график «просаживается» уже на целую минуту. Что касается Москвы, то еще в 2008 году наш метрополитен рассмотрел возможность установки таких бордюров, счел такой проект нереализуемым – и с тех пор мнение руководства подземки не поменялось.

Источник: www.mk.ru

Присоединяйтесь к нам в Google News, чтобы быть в курсе последних новостей
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Вы отреагировали на "Психолог рассказал, как можно предотвратить суи..." Только что

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.