Конфликт между крупнейшими банками и маркетплейсами достиг нового накала. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила главе Минэкономразвития Максиму Решетникову запретить онлайн-платформам реализовывать свои финансовые продукты на собственных площадках. Для конечного потребителя, привыкшего к регулярным скидкам и агрессивной ценовой политике маркетплейсов, это не сулит ничего позитивного.
В своем письме Набиуллина акцентирует внимание, в первую очередь, на необходимости запретить маркетплейсам устанавливать различные цены в зависимости от способа оплаты. Кроме того, она предлагает запретить продажу на этих площадках продуктов дочерних банков, которые, по её мнению, «обладают заведомо неконкурентными преимуществами по сравнению с другими игроками банковского рынка».
В Минэкономики сообщили, что инициатива ЦБ находится на стадии обсуждения. Как считают в ведомстве под руководством Максима Решетникова, внедрение любых ограничений, касающихся скидок, требует осторожного и всестороннего подхода, с учетом возможных последствий для продавцов и покупателей.
Напомним, 18 ноября были обнародованы данные о том, что маркетплейсы недоплатили 1,5 трлн рублей налогов из-за своей политики скидок. Тогда же Эльвира Набиуллина предупредила, что им могут отказать в праве иметь дочерние банки. В настоящее время карты таких банков позволяют приобрести товары по более низким ценам, чем при других способах оплаты. По мнению регулятора, это создает неравные условия для остальных участников финансового рынка.
Представители маркетплейсов, в свою очередь, считают позицию оппонентов несправедливой. По их словам, хотя банки давно запустили аналогичные программы лояльности с предложениями скидок и кэшбэка, никто не задается вопросами по этим методам. Эксперты также не исключают, что в случае удовлетворения требований финансовых организаций цены на некоторые товары на онлайн-площадках могут вырасти. О рисках сообщили и в Госдуме: по мнению главы комитета по социальной политике Ярослава Нилова, отмена скидок негативно скажется на малообеспеченных гражданах, которые привыкли экономить на каждой покупке.
«Письмо Эльвиры Набиуллиной в Минэкономразвития стало сигналом того, что конфликт между банками и маркетплейсами выходит за рамки корпоративного спора, — утверждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — В последнее время банки фиксируют утрату части клиентов в пользу дочерних структур маркетплейсов, чьи карты предлагают скидки на собственных платформах. Это делает их предложение значительно более выгодным по сравнению с классическим ритейлом. Аргумент регулятора прост: поскольку платформа контролирует трафик, она имеет встроенное преимущество в продвижении своих финансовых продуктов. Это увеличивает риск концентрации кредитования внутри экосистем. Маркетплейсы же утверждают, что если запрещать скидки, привязанные к способу оплаты, то под запрет должны попасть и программы лояльности крупных банков, работающие по аналогичному принципу».
С точки зрения Чернова, если предложения ЦБ будут внедрены, маркетплейсы утратят часть своего ценового преимущества. Карты дочерних банков перестанут быть инструментом для стимуляции покупок, что в свою очередь замедлит рост клиентской базы и увеличит затраты на привлечение трафика. Возможно, государство попытается выровнять условия конкуренции без прямого запрета на дочерние банки.
«Банк России последовательно стремится к тому, чтобы цена товара не зависела от способа оплаты, — размышляет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Мы помним, как несколько лет назад он боролся с практикой дискриминации со стороны продавцов банковских карт, когда при безналичной оплате с покупателя брали больше, а при оплате наличными предоставляли скидки. Позиция ЦБ справедлива и имеет исторические корни, она основана на опыте других регуляторов из Европы и США».
По мнению эксперта, в России далеко не все потребители готовы открывать карты, предлагаемые маркетплейсами. Что касается рисков значительного (на десятки процентов) повышения цен на онлайн-площадках в случае отмены скидок, они, по мнению Янина, крайне малы.
«Инициатива ЦБ может кардинально изменить баланс сил на финансовом рынке и затронуть саму суть функционирования цифровых платформ, — говорит председатель правления одного из российских банков Алексей Кузьмин. — Для крупных онлайн-площадок интеграция финансовых сервисов стала логичным шагом в развитии экосистемы: пользователи получают товары, услуги, разные способы оплаты и банковские продукты в одном цифровом пространстве. Искусственное ограничение таких механизмов может фактически ослабить конкуренцию именно там, где она сегодня наиболее заметна и полезна для потребителя. Если платформам запретят продвигать собственные финансовые сервисы или решения дочерних структур, это приведет к исчезновению важного драйвера технологических инноваций, а банки потеряют один из динамично развивающихся каналов взаимодействия с клиентами».
Для конечного пользователя это станет причиной сокращения выбора и утраты тех преимуществ, которые цифровые платформы создавали благодаря интеграции финансовых инструментов в свою экосистему. На маркетплейсах люди привыкли получать десятки альтернатив в одном месте, оформлять услуги за считанные минуты, пользоваться бонусами и персональными предложениями. Ограничение ассортимента неизбежно снизит удобство и в некоторых случаях финансовую выгоду. Кроме того, отмечает финансист, рынок рискует стать менее прозрачным: банки будут вынуждены переносить оформление продуктов в отдельные каналы, что усложнит путь клиента и уменьшит возможности для сравнения условий.