Простое объяснение, почему даже китайские автомобили стали такие дорогие

За последние несколько лет сильно подорожало не только строительство домов, но и многие другие категории, которые не являются объектами или товарами первой необходимости. В частности, сильно подорожали автомобили. За 4 года примерно в 2 раза. Не знаю, как заграницей, будем говорить про нашу страну и про новые автомобили.

В годы пандемии якобы образовался дефицит автомобилей из-за ухудшении логистики и отсутствия чипов для электронных узлов авто. Насколько это соответствовало действительности – неизвестно. Но так говорили.

В 2022 году начали уходить с рынка зарубежные бренды из недружественных стран, а на их место приходить китайские. Причем такие, про которые наш человек раньше никогда не слышал. Про основные китайские марки автомобилей, присутствующие у нас, была статья здесь:

Как разобраться в китайских машинах? Все основные бренды российского рынкаБлог самостройщика17 мая

Казалось бы, пришли недорогие китайские автопроизводители и должны заместить собой дефицит автомобилей. Наши отечественные автопроизводители должны нарастить производство автомобилей и воспользовавшись рынком, начать предлагать новые модели авто. Да, появился Москвич 3 – китайский JAC JS4, но с нашим шильдиком.

Да, и сами китайские партнеры не оставили цену прежней, когда-то их кроссоверы стоили в среднем 1,6 млн. Дефицит авто, как этим не воспользоваться. Плюс подросший курс валюты сказался на ценах.

Источник: https://www.autostat.ru/infographics/58109/

Если посмотреть цены на автомобили в Китае, то они отличаются от наших внутренних в 1,5-2 раза. Но виноваты здесь не только предприимчивые китайцы. Наш Минпромторг тоже решил на этом заработать, пополнить казну. Речь про утильсбор – налог с ввезенных в страну автомобилей.

Этот взнос обосновывается тем, что когда-то автомобиль необходимо будет утилизировать. Но почему-то эти затраты решили переложить на первого покупателя, а не на последнего. К тому же, автомобили у нас в стране утилизируют в разборках на запчасти для других авто силами компаний, кто этим занимается. Нет такой системы пускать авто под пресс, как это делают в США и в других странах с переизбытком автомобилей. Подозреваю, что этот регламент был взят оттуда, но к нашей реальности он не имеет отношения.

Начиналось с безобидных сумм 3400-5200 руб. за автомобиль. Но все изменилось с 1 августа 2023 году.

Покупать праворульные авто на ЮЛ с аукционов Японии, на которых передвигается весь Дальний Восток – стало невыгодно. А когда образовался дефицит новых автомобилей, цены выросли, то люди стали покупать и праворульные б/у с аукционов. За один год у нас в Восточной Сибири появилось много «праворулек», которые ранее не завозили.

Впервые реальный утилизационный сбор был введен в России в 2009 года. Тогда владелец старой машины мог сдать ее на переработку, уплатив дилеру стандартный сбор в 3 тыс. рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового авто, произведенного в России. Программа действовала в 2010-2011 годах.

Международный опыт есть в других странах. В 1978 году в Норвегии был введен специальный налог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.

В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в Евросоюзе. Он уплачивается первым владельцем автомобиля при его покупке, а размер зависел от страны, составлял около €100. С 2005 года похожий сбор был введен в Японии (составляет $70-$180).

Сейчас утильсбор – это мера, защищающая отечественных производителей от наплыва зарубежного автопрома. Но не все люди готовы ездить на ВАЗах или УАЗах. Тогда плати – логика такая. Изначально утильсбор был инструментом защиты от импорта автомобилей с низким экологическим классом, но с 2014 года его стали взимать и с отечественных производителей. Он превратился из инструмента в просто сбор.

Но Минпромторгу этих тарифов показалось мало. Люди продолжают покупать авто, пробки в городах растут. Почему бы на этом не заработать еще!? И с 1 октября 2024 года утилизационный сбор увеличен еще и сразу на 70-85%. А с 1 января каждого следующего года ставка будет индексироваться на 10-20%.

Источник: https://www.26-2.ru/art/357929-utilizatsiony-sbor-1-oktyabrya-2024-izmeneniya-povyshenie-tablitsa

Как видно, за популярный в России формат авто «кроссовер» с объемом 2-2,5 лпридется выложить в казну государству более 1,5 млн. А с 01.01.2025 г. – почти 1,9 млн. По-сути, вы отдадите вторую стоимость автомобиля государству.

Вопреки общемировой практике и для электромобилей и гибридов с 1.01.2025 года ставки тоже вырастут. За новые придется заплатить 667 400 рублей, за электромобиль старше 3 лет — 1 174 000 рублей.

Как пример, популярный у нас Chery Tiggo 7 Pro Max в Китае стоит 18 тыс. долларов. В пересчете на рубли по курсу 100 руб – 1,8 млн. руб. И примерно столько же вы заплатите утильсбор. Не забудьте про прибыль дилера в России.

Chery в Китае слабо продается, это эконом-класс и невысокое качество. Но у нас люди голосуют рублем и выбирают по дизайну. Понравился автомобиль, а банки помогут его купить. Кстати, выгода получателями при таком высоком уровне повышения утильсбора являются и банки. Не хватает денег на покупку авто – люди идут за кредитами. Может быть, невидимая рука банков управляет кем-то в Минпромторге? Иначе как объяснить, что при покупке нового китайского авто я должен отдать вторую его стоимость в виде какого-то утильсбора?

Еще и вторичный рынок авто подтянулся вслед за повышением цен на новые автомобили. Люди стали выбирать вместо новых — б/у, но по-свежее.

Вот такая арифметика. Новый автомобиль становится все больше роскошью для простого населения. Не говоря уже про строительство дома, где цены приблизились к 100 тыс. руб за 1 м2 жилья.

1618

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях