Производителям могут запретить использовать уменьшенную упаковку фасованных продуктов питания. Минпромторг ради борьбы со шринкфляцией хочет обязать компании выпускать товары только в стандартной таре — к примеру, молоко в пакете 1 л вместо 950 мл. Проблема в том, что для этого потребуется принятие решений на уровне техрегламента ЕАЭС, а уговорить несколько стран — хлопотно и долго. Между тем эксперты рынка предлагают министерству рассмотреть идею внедрения двойных ценников, с указанием стоимости единицы и «круглого» объема того же продукта. Но пока масса товара в упаковке уменьшается, а цены на него сохраняются или даже растут, инициатива с «говорящими» ценниками блокируется из года в год.
Минпромторг хочет запретить производителям социально значимых продуктов (молока, сахара, подсолнечного масла и др.) использовать уменьшенную упаковку. Сейчас они «втихаря» меняют размер тары в меньшую сторону, тем самым злоупотребляя доверием покупателей, которые не всегда могут заметить изменения в объеме.
Напомним, что с повышением цен все более распространенной стала «оптимизация» упаковки продуктов: не «десяток» яиц, а «девяток», не литр молока, а 950 мл, не кило гречки, а 800 г — и все это без изменения стоимости в меньшую сторону, разумеется. Иначе говоря, изготовители продуктов питания стали использовать нетривиальный метод обвеса клиентов — шринкфляцию (от английского shrink — «уменьшать»).
Сейчас Минпромторг готов рассмотреть поправки в технический регламент «О безопасности пищевой продукции», которые запретят производителям социально значимых продуктов использовать уменьшенную упаковку.
Вместо нестандартных объемов (например, 900 мл или 9 яиц) будут разрешены только стандартные — такие как 200 г, 500 г, 1 л и другие. По словам замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, изменения нужны для того, чтобы перестать вводить в заблуждение потребителей:
«Уменьшение производителями массы и количества товара без снижения, а то и с увеличением стоимости называют шкринфляцией. Этот способ, конечно, помогает изготовителям снизить свои издержки. Однако все это делается за счет злоупотребления доверием потребителя. Многие из нас обнаруживают «усыхание» привычных продуктов и товаров уже дома. И у подавляющего большинства спросом пользуется как раз традиционно расфасованная продукция, а не ее уменьшенные варианты», — отметил он.
Переход на стандартные упаковки не так прост на практике, предупреждает исполнительный директор Ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Востриков. «Для выполнения новых требований необходимы замена или перенастройка производственных линий, заказ новой и выработка уже произведенной или закупленной упаковки и готовой продукции, а также согласование новых товарных позиций с ритейлом, что займет от 12 до 15 месяцев», — поясняет он.
Между тем, по словам Вострикова, уменьшая вес или объем единицы продукта, производители стремятся сделать его более доступным для потребителей. «В текущей ситуации колоссального роста себестоимости такой переход может привести к дополнительному росту цен», — заключает эксперт.
В то же время, по оценкам «Международной конфедерации обществ потребителей» (КонфОП), более 70% фасованных продуктов питания уменьшились в своем объеме за последние 7 лет.
«К сожалению, Минпромторг в этом вопросе занимает недостаточно решительную позицию, — считает председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» (КонфОП) Дмитрий Янин. — Ведь внесение изменений в технический регламент ЕАЭС, на чем настаивает ведомство, может занять несколько лет, поскольку это международный договор и согласовывать не надо со всеми странами — участниками союза».
По мнению эксперта, существует другой, более оперативный способ решения проблемы. На уровне постановления правительства, которое устанавливает правила розничной торговли, необходимо обязать продавцов указывать на ценниках не только стоимость единицы товара, но и цену в пересчете на 1 кг либо на 1 л. Кстати, так делают государства ЕС и некоторые другие страны. Потребитель с таком случае на ценнике может быстро сравнить стоимость разных товаров на полке и выбрать оптимальный для него вариант покупки.
Ну а пока чиновники выбирают подходящие способы борьбы со шринкфляцией, она процветает в отечественной торговле и способы манипуляций с упаковками становятся все более изощренными.