Второй по величине в мире пивоваренный концерн окончательно ушел из России. Heineken продала активы в стране Arnest Group – производителю лака для волос «Прелесть» и «Дихлофоса». Сумма сделки составила €1, а убытки нидерландской компании – €300 млн.
Компания Heineken объявила о завершении сделки по продаже своего российского подразделения производителю парфюмерно-косметической и хозяйственно-бытовой продукции Arnest Group.
«Цена покупки бизнеса Heineken Russia составляет 1 евро за 100% акций», – сообщили в компании.
По оценкам пивоваренного концерна, совокупный убыток из-за передачи активов составит €300 млн, включая потери от разницы курсов.
При этом компания исключает возможность возвращения в Россию, собирается в течение полугода свернуть производство в стране пива под брендом Amstel и заявляет, что никакие другие международные бренды не будут лицензироваться на российской территории «за исключением некоторых более мелких региональных брендов»
.
Покупателю бизнеса перейдут семь заводов Heineken, 1800 сотрудников, работавших на компанию, получили гарантии трудоустройства на ближайшие три года. Кроме того, новый владелец обязан будет в рассрочку погасить «историческую задолженность российского бизнеса» перед концерном в размере около €100 млн.
В портфель нидерландского концерна входит около 300 пивных брендов, в том числе одноименный Heineken, Amstel, Krusovice и другие. Среди национальных марок в России – «Охота», «Жигулевское» и «Бочкарев».
Кто купил российский бизнес Heineken
Arnest Group зарегистрирована в Невинномысске Ставропольского края, где владеет заводом бытовой химии. Производство также осуществляется на заводе «Аэрозоль Новомосковск» в Тульской области.
Компания выпускает более 53% всей аэрозольной продукции в России. В числе прочего она производит средства по уходу за волосами «Прелесть», освежители воздуха «Symphony», а также инсектициды «Дихлофос» и «Mosquitall». По данным СПАРК, в 2022 году чистая прибыль группы составила 259,38 млн рублей, выручка – 11,17 млрд рублей.
В сентябре 2022 года Arnest Group приобрела российские активы американской Ball Corporation, производящей алюминиевую упаковку для напитков. Сумма сделки составила $530 млн. Бизнес был переименован в «Арнест упаковочные решения». До конца текущего года компания планирует завершить начатое Ball строительство завода алюминиевых банок в Ульяновской области.
Попытки Heineken уйти из России
В начале марта 2022 года нидерландский концерн объявил, что приостанавливает экспорт пива в Россию и инвестиционные проекты в стране. Через несколько дней после этого было остановлено производство в России пива под брендом Heineken.
28 марта 2022 года компания заявила о намерении передать российский бизнес новому владельцу, однако ожидаемые сроки передачи бизнеса неоднократно менялись: сначала концерн сообщал о планах заключить сделку до конца 2022 года, затем рассчитывал продать активы в январе — марте 2023 года, а в феврале пообещал покинуть рынок до конца первого полугодия.
В течение этого времени компания продолжала работать в России. Представители концерна поясняли, что «прилагают все усилия для поиска надлежащего покупателя в крайне трудных условиях».
В марте текущего года Heineken разрешила российскому подразделению запускать новые местные продукты, чтобы избежать банкротства, а спустя еще месяц сообщила, что нашла покупателя. В регуляторные органы РФ была подана заявка на одобрение сделки, однако на тот момент название компании, планирующей купить бизнес, не разглашалось.
Из-за затянувшегося процесса передачи активов компания неоднократно сталкивалась с критикой за рубежом. Так, 9 августа организаторы музыкального фестиваля Flow в Финляндии разорвали отношения с Heineken из-за деятельности компании в России.