Многим заказчикам придется долго ждать, когда до них доберутся доставки товаров. Всему виной застрявший в Суэцком канале контейнеровоз Ever Given. Из-за возникшей в морской транспортной артерии пробки из судов множество товаров – от нефти до мебели, пива и даже живых животных – задерживаются. А по данным аналитиков каждый час торговля теряет сотни миллионов долларов.
Из-за созданного севшим на мель в Суэцком канале огромного контейнеровоза затора мировая торговля несет громадные убытки, так как задерживаются товары на миллиарды долларов.
Как пишет Daily Mail, аналитики говорят, что торговля на сумму около 290 миллионов фунтов стерлингов (примерно 400 млн долларов США) задерживается каждый час, пока контейнеровоз остается зажатым в Суэцком канале.
Более 200 судов оказались в заторе после того, как шедший из Китая в Роттердам Ever Given, длина которого почти равна высоте Эмпайр-стейт-билдинг, село на мель во вторник из-за сильного ветра и пыльной бури.
Через Суэцкий канал, как указывает Би-би-си, проходит примерно 12% всего мирового товарооборота. По информации компании Leth Agencies, 237 судов ожидали в пятницу своей очереди пройти по каналу: 107 из них находились в порту Суэц в Красном море, 41 – в середине канала и еще 89 – в Порт-Саиде в Средиземном море.
Эксперты предупреждают о «серьезных реальных мировых последствиях» в результате возникшего судоходного кризиса, а специалисты по спасательным работам признали, что им, возможно, придется привезти 200-футовые краны, чтобы разгрузить часть из 20 000 контейнеров с судна, чтобы помочь снять его с мели.
Эта сложная операция может вызвать сбои в работе на несколько недель — грузовым судам, собиравшимся пройти через Суэцкий канал, придется совершить двухнедельный обход вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды.
Из-за севшего на мель Ever Given возникли задержки поставок потребительских товаров из Азии в Европу и Северную Америку, а также сельскохозяйственных продуктов, движущихся в обратном направлении.
Блокировка канала уже нарушила глобальные цепочки поставок всего, от зерна до детской одежды. Белый дом заявил, что видит влияние инцидента на энергетические рынки и при необходимости отреагирует на ситуацию. А Даунинг-стрит ранее предупреждал о перспективах задержки товаров, ввозимых в Великобританию. Более 20 процентов британского импорта на сумму более 147 миллиардов фунтов стерлингов в 2019 году поступило из Азии, большая часть из которых была доставлена на контейнеровозы, использующие Суэцкий канал для захода в Средиземное море.
Есть опасения, что товары, такие как стиральные машины, автомобильные детали и игрушки, которые обычно импортируются из Китая и других азиатских торговых партнеров, могут оказаться в дефиците, поскольку грузовые суда, направляющиеся в Европу, остаются в затруднительном положении.
Но возникла надежда, что специализированный земснаряд, прибывший на место, сможет снять судно с мели в течение нескольких дней. Эта машина способна перемещать 70 000 кубических футов песка и грязи каждый час. Эксперты считают, что для снятия с мели судна необходимо удалить 706 000 кубических футов песка.
Задержка судов оказывает дополнительное давление на европейские порты и международные поставки контейнеров, которые и без того пострадавшие от связанных с пандемией коронавируса ограничений. «Даже если ситуация будет разрешена в течение следующих 48 часов, перегрузка портов и дальнейшие задержки в уже ограниченной цепочке поставок неизбежны», — заявило рейтинговое агентство Moody’s.
Между тем, как отмечает CNN, даже еще до того, как контейнеровоз Ever Given сел на мель в Суэцком канале в начале этой недели, глобальные цепочки поставок были уже растянуты до предела, из-за чего перевозка товаров по всему миру стала намного дороже и вызвала дефицит товаров от велосипедов до сыра из-за беспрецедентного спроса. Продолжительное закрытие ключевого маршрута между Западом и Востоком может значительно усугубить ситуацию. Дорогостоящие задержки или отклонения на более длинные маршруты окажут огромное давление на предприятия, которые уже сталкиваются с нехваткой контейнеров, перегруженностью портов и ограничениями пропускной способности.
«Год назад мировая торговля замедлилась, поскольку пандемия COVID-19 сначала поразила Китай, а затем распространилась по всему миру, — говорит исполнительный директор порта Лос-Анджелеса Джин Серока. – Сегодня мы переживаем седьмой месяц исторического всплеска импорта, вызванного беспрецедентным спросом со стороны американских потребителей.
По данным S&P Global Panjiva, морской импорт в США в феврале был почти на 30% выше, чем за тот же месяц прошлого года, и на 20% больше, чем в феврале 2019 года. Резкий рост импорта в США и других странах привел к нехватке контейнеров во всем мире. В этих огромных металлических ящиках отправляется все, от автомобилей и оборудования до одежды и других товаров повседневного спроса. По словам Роджерса, заводы, которые их производят, в основном находятся в Китае, и многие из них были закрыты в начале пандемии, что замедлило темпы ввода новых мощностей.
Более 80% мировой торговли по объему перемещается по морю, указывает CNN, и сбои увеличивают затраты на цепочку поставок на миллиарды долларов. По данным S&P Global Platts, в мире средняя стоимость доставки 40-футового контейнера выросла с 1040 долларов в июне прошлого года до 4570 долларов 1 марта. Эти затраты складываются. По данным S&P Global Panjiva, в феврале расходы на морские перевозки грузов в США в контейнерах составили 5,2 млрд долларов по сравнению с 2 миллиардами долларов за тот же месяц в 2020 году. Эти расходы могут вскоре означать повышение цен для потребителей, увеличивая давление на рост инфляции. «В настоящее время большая часть этих затрат приходится на цепочки поставок, — говорит аналитик S&P Global Panjiva Крис Роджерс. – Я думаю, что это неизбежно ляжет на плечи потребителей — это займет время».