Призрак топливного кризиса все более ощутимо бродит по стране: если ранее нехватка бензина наблюдалась на Дальнем Востоке, в Крыму и Саратовской области, то сегодня проблема затронула более десятка регионов. По словам владельцев автозаправок, несколько НПЗ уже на протяжении нескольких недель не отгружают им бензин 92-го и 95-го сортов. Таким образом, речь идет о розничном сегменте рынка, неурядицы в котором затрагивают миллионы российских автовладельцев.
О сбоях в поставках бензина и вынужденной приостановке работы независимых АЗС сообщают, в том числе, из Нижегородской, Ростовской и Рязанской областей. У этого явления множество причин. Например, в конце августа Приморье столкнулось с удвоением туристического потока и одновременно — с сокращением производства на местных нефтеперерабатывающих заводах. С начала июня цена на бензин АИ-95 на бирже в крае возросла на 30%, превысив 100 тысяч рублей за тонну.
В результате под ударом оказались именно независимые автозаправки (и далеко не только в Приморье): их владельцы не располагают собственными добывающими мощностями и хранилищами, в отличие от «крупняков» — вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов). Розничным продавцам приходится закупать бензин на бирже по рекордно высоким и постоянно растущим ценам, в то время как они стараются удерживать цены относительно низкими, чтобы не потерять клиентов. В итоге они либо работают на грани рентабельности, либо даже в убыток.
Сейчас понятно, что в период с июня по сентябрь нефтепродукты традиционно поднимаются в цене, а спрос растет из-за сельскохозяйственных работ, отпусков и автомобильных поездок по стране, а также плановых ремонтов на НПЗ. В этот период производство топлива не успевает за пиковым спросом. Однако в 2025 году появилась еще одна серьезная проблема.
«Как мы знаем, часть НПЗ была выведена из строя беспилотниками, что привело к снижению объемов производства на 13-15%, — напоминает директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. — На ситуацию также влияют факторы продолжающегося автомобильного сезона и уборочной кампании: в обоих случаях требуется большое количество топлива. Как же поступить? Кажется, есть как минимум два варианта действий. Во-первых, можно закупить бензин в дружественных странах, например, в Белоруссии или Индии (основном покупателе нашего сырья), где имеются достаточные нефтеперерабатывающие мощности. Во-вторых, для обеспечения эффективной противовоздушной защиты НПЗ необходимо внести изменения в законодательство: в настоящее время частным охранным предприятиям (ЧОПам), услугами которых пользуются нефтяные компании, запрещено по закону продавать комплексы ПВО. Эти ограничения, как мне кажется, очень мешают».
Если цены на бензин в рознице продолжат расти, особенно в регионах без собственных НПЗ, это, по словам Зубца, добавит к общему индексу инфляции один-два процентных пункта. Потребительские товары подорожают, в основном в провинции, где поставщиков значительно меньше, чем в столице и других крупных городах. Причем этим поставщикам придется приобретать бензин втридорога у перекупщиков.
«Признаков полномасштабного топливного кризиса пока не наблюдается, — успокаивает глава «Альянс тракс» Алексей Иванов. — Речь идет о локальном дефиците — в отдельных регионах и городах. Во-первых, местные НПЗ в течение лета проходили как вынужденные (последствия атак БПЛА), так и плановые ремонты. А тот бензин, который поступает на автозаправки из других субъектов, по умолчанию дороже местного: высокие логистические затраты — данность для такой огромной страны, как Россия. Во-вторых, в текущем году объем автотуризма в России увеличился на 43%, что составляет 126 миллионов поездок. На их обслуживание требуется значительно больше бензина, чем в 2024 году. Существующая инфраструктура просто не успела перестроиться».
Сказался и фактор ажиотажа. Когда бензин всё-таки поступал на АЗС, автовладельцы немедленно заполняли под завязку не только баки своих машин, но и канистры, запасаясь в дорогу на всякий случай.
«Конечно, отпускной период и сельскохозяйственные работы добавили сложности, но нынешние перебои с поставками в первую очередь обусловлены значительным увеличением числа атак на НПЗ, — рассуждает экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. В результате из активного использования могло выпасть до 17% мощностей, что заметно сказалось на производстве бензина, особенно высокооктанового АИ-95. Нет оснований ожидать устойчивого снижения цен: рынок балансирует между восстановлением мощностей и необходимостью увеличения импорта. В долгосрочной перспективе важным шагом станет создание стратегических запасов топлива, которые помогут смягчить и нивелировать любые негативные сценарии».