Президент России поручил правительству подготовить предложения по поддержке печатных СМИ. Шаг, надо признать, долгожданный.
Велено позаботиться о «стабилизации цен на целлюлозно-бумажную продукцию на внутреннем рынке», достичь «нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми объектами» — газетными киосками, расширить ассортимент сопутствующих товаров в киосках и упорядочить налоги для изданий.
Надеемся, поручения будут выполнены, поскольку политическая воля здесь — главное.
Либералы хвалят времена Б. Ельцина как эпоху свободы прессы. Помнится, в начале 90-х правительство Гайдара — Чубайса подарило единомышленникам издательский комплекс «Известия», созданный государством, а такой же комплекс «Правда», где были оппозиционные издания, передало в Управделами президента, после чего руководство «Известий» публично хвасталось: «Мы-то сумели вписаться в рынок, а другие вот ленятся!»
Можно вспомнить, что одним из пунктов указа Ельцина №1400, разгонявшего Верховный Совет, было закрытие тогдашней «Российской газеты», редакция которой за пару лет сумела втрое(!) увеличить тираж — до полутора миллионов экземпляров! Так Ельцин и соратники понимали «свободный рынок» СМИ.
Потом был включен миф, что печатные издания не выживут в современных условиях. Чтобы убедить в этом население, в 2004 году власти Москвы запретили торговлю прессой в метро и в радиусе 25 метров вокруг наземных вестибюлей под предлогом повышения безопасности пассажиров. Тем самым печатное слово невольно приравняли к оружию, с владельцами которого можно поступать соответственно. Глава комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы, не стесняясь, заявил: «Мы не заинтересованы в том, чтобы в метро появлялся сторонний ассортимент».
Были использованы и экономические меры — власти поощряли бешеный рост экспорта бумаги, оставляя отечественные издания на голодном пайке, не ограничивали аппетиты распространителей прессы, требовавших с редакций деньги вперед только за то, чтобы выложить издания на прилавки, ужесточали налоговый режим для прессы и не слушали экспертов.
«Медиаотрасль может сама заработать, это касается и редакций печатных СМИ, и распространителей, — утверждает Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции. — Надо всего лишь снять ограничения на рекламу товаров и услуг в газетах и журналах и по ассортименту товаров в киосках прессы. В российских СМИ надо разрешить рекламировать все, что разрешено законом к продаже. Мы сможем не только сами заработать и спасти отрасль, но еще и помочь государству отчислениями в бюджет».
Власти боролись с прессой, а получили взамен интернет и поняли, что печатные СМИ более ответственные и законопослушные, чем блогеры в сетях. Вероятно, именно это осознание и легло в основу поручения президента о поддержке печатных СМИ. Захочет ли правительство его выполнить?