Госдума продолжает обсуждать проект бюджета на 2025–2027 гг.: 14 октября свои заключения на внесенный правительством документ внесли практически все комитеты. В целом депутатам все нравится, но есть определенные нюансы.
Так, на заседании Комитета по труду и социальной политике парламентарии попросили чиновников объяснить, почему они снова решили изменить подходы к определению прожиточного минимума (ПМ), от которого зависят многие пособия и выплаты. Дело в том, что на протяжении многих лет ПМ считали по стоимости потребительской корзины. В 2021 году перешли на более справедливые, как поясняли в кабмине, расчеты исходя из медианного дохода, в 2022–2024 гг. действие этой методики приостанавливалось, в 2025-м к ней собираются вернуться и сделать индексацию на 14,8%, а в 2026-м опять отменить. «Чем вызваны такие метания? Как дальше будет рассчитываться ПМ? И что нам говорить гражданам?» — недоумевали народные избранники.
Ответ представителей Минтруда был уклончивым, но в целом понятным. Решение о переходе на расчет ПМ по медианному доходу принималось в «спокойной ситуации», но в 2022 году она изменилась. С 1 января появилась возможность актуализировать ПМ «в соответствии с экономическими реалиями», но далее она не просматривается — слишком большая нагрузка ляжет на бюджет. Поэтому в 2026 году ПМ планируется проиндексировать, не оглядываясь на среднюю зарплату, только на уровень инфляции, которая должна снизиться до 4–4,5%. Соответственно, от получившейся суммы будут рассчитываться размеры единого пособия, социального контракта, федеральных и региональных доплат к пенсиям и т.д. Впрочем, гражданам об этом пока лучше не задумываться — к следующему бюджету подходы снова могут измениться.
Не стоит паниковать и из-за дефицита социального фонда, который обнаружили депутаты. В 2025 году он составит 375 млрд руб. Однако никаких опасений, что денег не хватит на выплату пенсий нет. По словам главы Минтруда Антона Котякова, дефицит будет компенсирован за счет остатков, которые сложатся на 1 января (по расчетам, это будет 706 млрд руб.). Такая же ситуация была в фонде в текущем году, и ничего страшного не произошло — пенсии выплачивались вовремя. Однако аудиторы Счетной палаты указали на любопытный нюанс: доходы Социального фонда все в большей степени будут формироваться гражданами, а не государством. Если в 2024 году доля страховых взносов составляет 63%, то в следующей трехлетке она вырастает до 72%. Уже в 2025 году трансферт фонду из бюджета сократится с 5,4 трлн руб. до 4 трлн руб.
Депутаты обратили внимание, что индексация пенсий с 1 января запланирована в размере 7,3%. Такой, по мнению правительства, будет финальный уровень инфляции. Между тем по итогам сентября годовой рост цен сложился на уровне 8,6%. «А если он таким и останется? Не будет выполнен указ президента (об индексации пенсий не ниже сложившейся инфляции. — «МК») или средства будут где-то находиться?» — переживали народные избранники. Чиновники заверили, что средства обязательно найдутся — причем «в любой ситуации». Но, судя по настрою, здесь никаких «метаний» не ожидается — инфляция к концу года будет такой, как запланировано.
Когда к рассмотрению бюджетного пакета приступили в профильном комитете, Оксана Дмитриева задала присутствующим задачку, на которую никто ответить не смог, — как в динамике менялась связь между размером заработной платы и начисляемыми пенсионными баллами. Вопрос возник не из праздного любопытства: как оказалось, чтобы получить максимально предусмотренные законодательством 10 баллов, россиянин в 2025 году должен зарабатывать 229 тыс. руб. (!) в месяц. (А, например, в 2023 году — 160 тыс.) Понятно, что обе суммы для подавляющего большинства россиян являются космическими. Но еще больше пугает их безудержный рост. Он фактически лишает граждан надежды заработать себе на нормальную пенсию.
Дмитриеву также заинтересовало «резкое замедление экономического роста» с нынешних 3,9% ВВП до 2,5% при прогнозируемом росте доходов и в отсутствие объективных причин. А также увеличение расходов на обслуживание госдолга. Они, как выяснилось, за три года выросли втрое и по темпам уступают только расходам на оборонку, увеличившимся в 3,7 раза.
Глава Минэка Максим Решетников объяснил, что «объективные причины» все-таки есть — все свободные производственные мощности и трудовые ресурсы уже задействованы, поэтому «удержаться на высоких темпах роста экономики, разумеется, невозможно». Но это, по его мнению, нельзя назвать «замедлением». Тем более «резким». «Скорее мы выходим на более стабильную, без рывков траекторию экономического роста», — подчеркнул министр.
Антон Силуанов в свою очередь призвал парламентариев правильно расставлять акценты. Главное не то, во сколько раз выросли расходы на обслуживание госдолга, а как они соотносятся с доходами. «Источники для обслуживания есть», — заверил он. По словам Силуанова, заимствования необходимы, чтобы профинансировать возросшие расходы государства. Если бы на эти цели направлялись средства из ФНБ, их бы хватило всего на год, заметил он.