
Это обусловлено тем, что возрастут ввозные таможенные пошлины на товары из Евразийского экономического союза. Как сообщается, это делается для поддержки российских производителей.
Речь идет о 80 категориях товаров — куртки, пальто, брюки, свитера, пуловеры, специализированная одежда, головные уборы, лыжные костюмы. Раньше для ввоза этих товаров в Россию, например, из Армении или Казахстана, необходимо было уплатить 10% от таможенной стоимости. Теперь этот показатель увеличится до 15%. Глобальной катастрофы не произойдет, но, очевидно, выбор для потребителей станет более ограниченным, а цены — выше.
Сможет ли эта инициатива помочь отечественным брендам? Эксперты утверждают, что нет. Прежде всего, потому что спрос на одежду не увеличивается, а даже снижается. Увеличение пошлин обязательно повлияет на розничные сети, особенно те, которые ориентированы на иностранные марки. При этом многие поставщики уже работают с минимальной прибылью, и любое повышение затрат отразится на конечной цене для покупателей.
«Приведет ли рост пошлины к увеличению конечной стоимости? Да, — говорит президент корпорации Baon Илья Ярошенко. — У брендов нет значительного запаса по марже, чтобы сохранить текущие цены. Государственные чиновники хотят поддержать местных производителей? Введение пошлин явно не поможет. Что такое производство одежды? Это не просто открытие фабрики и закупка машин. Прежде всего, здесь необходимо налаживать производство материалов. У нас выбор крайне ограничен. Это требует крупного химического производства, которое стоит сотни миллионов долларов. Стоит ли в это вкладываться? А будет ли спрос? Производство фурнитуры, подготовка специалистов — здесь тоже существует огромный пробел».
То, что сейчас создается в России, — это простейшие изделия из импортной пряжи: шапки, свитера. Например, наладить производство пуховиков так и не удалось. Эксперты утверждают, что производительность на российских фабриках слишком низкая, всё завозное. «Мы привозим комплектующие и шьем по высоким ценам. Какой в этом смысл? Почему не привезти сразу готовое изделие, которое в итоге будет дешевле?» — считает Ярошенко.
«Российский рынок не в состоянии удовлетворить потребности людей, поэтому необходимо развивать легкую промышленность, тогда пошлины не понадобятся» — это мнение генерального директора мануфактуры спортивной одежды и обуви Александра Малюгина.
Тем временем сообщения о закрытии фабрик появляются почти каждый месяц. Летом производитель из Костромы Orby объявил о намерении подать заявление о банкротстве. Компания занималась производством детской одежды на протяжении 20 лет, реализуя продукцию как через собственную сеть, так и на маркетплейсах. В 2023 году она даже возглавляла рейтинг производителей школьной формы. И вдруг такой крах! После неё продала фабрику компания «Фаберлик». В 2017 году она открыла предприятие по пошиву одежды в Ивановской области — здесь производили футболки, лонгсливы, водолазки, мужское нижнее белье и изделия из футера. Теперь этого ничего не будет. Полностью прекратили свою деятельность российские бренды одежды Incity и белья Desfero. На пике популярности они открыли около 450 магазинов по всей России. Теперь их нет, онлайн-продажи прекратились, сайты компаний не функционируют…
В недавно опубликованном анализе промышленного производства от ЦМАКП выпуск одежды отнесён к числу наиболее «пострадавших» в последние годы отраслей, наряду с угольной промышленностью, строительством, почтовой связью, производством автомобилей. Необходимое увеличение цен из-за новой таможенной пошлины окончательно отпугнёт покупателей от российской одежды, и «помощь» правительства окажется медвежьей услугой.
Наталья Владимирова