В российских школах призывают восстановить оценки за поведение – с такой инициативой выступают депутаты. Функция воспитания вернулась – значит, пора вводить и ее оценивание. Концептуально в образовательном ведомстве не возражают, но кивают на отсутствие четких критериев для этого.
Возродить былую систему оценок за поведение призвал председатель Ассоциации производителей детских товаров, муниципальный депутат Санкт-Петербурга Михаил Ветров. В своем письме на имя руководителя Минпросвещения он сообщил, что дети в школе не только получают знания, но и «учатся коммуницировать», вести себя в обществе. В 90-е годы школа свою воспитательную функцию утратила. Но теперь воспитание вернулось.
Приводит депутат и показатели, за которые надо выставлять хорошие поведенческие оценки. Положительно оценивать «надлежащий внешний вид детей, отсутствие прогулов и разных вредных привычек. А еще «вежливость в общении с педагогами и сверстниками».
Ветров подчеркивает, что возврат к дисциплинарным оценкам поможет «возрождению педагогических традиций и государственной политики поддержки детства», что особенно важно с учетом происходящих в образовании «кардинальных изменений».
Впрочем, идея с оцениванием поведения в школе не нова. Она всесторонне обсуждалась в начале года, когда с подобным предложением выступила первый зампред Комитета ГД по защите семьи, вопросам материнства, отцовства и детства Татьяна Буцкая.
В обращении в образовательное ведомство парламентарий отмечала, как важно выработать критерии оценивания «без перегибов на местах». Но в целом депутат убеждена, что дисциплинарная оценка школе будет только на пользу. «Оценка за поведение охладит тех, кто с детства считает, что ему все должны», – сказала Буцкая. И добавила, что «хамство и свобода мысли – разные понятия».
В Минпросвещения идею возвращения дисциплинарных оценок тогда не отвергли концептуально, но заметили: нужны ясные критерии. Поддержали возвращение школьных оценок за поведение и в общественных институтах. В СПЧ, например, предложили не допускать до ОГЭ и ЕГЭ тех, у кого плохая дисциплина.
Эксперты говорили о том, что внедрение дисциплинарных оценок нарушит права девятиклассников по сравнению с теми, кто оканчивает 11 классов. Потому что после 9-го класса аттестация рассчитывается как средний балл оценок за все предметы, и еще одна графа в табеле на нее сильно повлияет. А вот ЕГЭ в итоге выражается в сотнях баллов. Как туда добавлять пятибалльное «поведение», не очень-то понятно. Предлагалось тогда уж вводить поведение отдельной статье в портфолио школьника. Чтобы хорошая дисциплина стала дополнительными баллами к ЕГЭ.
Среди учителей возникли опасения лишней отчетности: «Ну здравствуй, еще один журнал, теперь по поведению». Да и зачем дублировать работу школьного психолога и социального педагога, которые и так за дисциплиной и нравственностью следят, «только другими методами». Среди родителей – боязнь, как бы отдельные учителя не стали сводить личные счеты. Ведь бывает такое, что не нравится ученик или семья… В Сети еще припомнили оценки за прилежание к учебе или чистописание – давайте их тоже вернем.
– Систему оценивания знаний в школах регулируют отраслевые стандарты (Федеральные образовательные стандарты, ФОП и федеральные госстандарты образования, ФГОС), постановления правительства и локальные акты учебных заведений, – рассказывает методист Анастасия Гордеева. – Это сложная взаимосвязанная система, которую уравнивают рекомендации министерства. Они, кстати, изменились в 2023 году. Еще есть методические рекомендации оценивания и справочник по ним. То есть, представьте объем работы, если придется туда вводить нормативы «по поведению». Я считаю, что этого и не нужно. Как раз новые ФГОСы содержат теперь такие понятия, как ориентация образования на личностное развитие и воспитание учеников, комплексный подход к обучению, включая не только нравственные основы, но и командную деятельность. Это современные формы работы в школе, и «кнут» в виде оценки за поведение им вовсе не требуется.