В Госдуме начали беспокоиться о проблеме так называемой шринкфляции – это когда производитель уменьшает объем товара в упаковке (или её средний вес) при неизменной цене. Как отметил вице-спикер Борис Чернышев, покупатели также сталкиваются с скимпфляцией – заменой дорогих ингредиентов более дешевыми аналогами. Эта комбинация, по мнению депутата, приводит к феномену стелсфляции — «скрытой и коварной форме инфляции», которая создает дополнительное бремя для россиян, уменьшая их доходы.
Депутат ссылался на результаты опроса, согласно которым подавляющее большинство граждан – 92% – заметили уменьшение объема или веса привычных товаров, а 91% сообщили, что купленные ими продукты стали менее качественными, изменив свои вкус и консистенцию. Эксперты Института международных экономических связей, в свою очередь, утверждают, что это не единичные случаи, а устойчивая практика, касающаяся большого ассортимента товаров повседневного спроса. В итоге реальное инфляционное давление может быть выше, чем официальные данные о инфляции, которая, согласно Росстату, сейчас составляет чуть более 8% в годовом исчислении.
Что касается шринкфляции, она наиболее заметна в сегменте напитков и таких товаров, как кондитерские изделия (шоколад, конфеты), чай, кофе, растительное масло и макаронные изделия, где производители уменьшают вес на 10-20% без изменения цены. «Насколько велика эта проблема?» – поинтересовались мы у председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина.
— Эта тема не нова, — делится собеседник с «МК». – Всё началось примерно в 2008 году, во времена серьезного экономического кризиса. Тогда в России значительно подорожали продукты питания. Уменьшение веса и объема упаковки стало чем-то необычным. Сам термин «шринкфляция» пришел из английского языка и связан с глобальным, общемировым трендом. Это не отечественные, а иностранные производители придумали способы скрытого повышения цен. В итоге потребитель этого не замечает. Вместе с тем, есть мировой опыт решения данной проблемы. Всё достаточно просто: необходимо установить (решением правительства или через внесение поправок в «Закон о защите прав потребителей») норму, согласно которой на ценниках в магазинах указывается цена не только за упаковку, но и в пересчете за килограмм веса или за литр. Такое правило уже длительное время функционирует в странах ЕС и Австралии.
Производители прекрасно осведомлены, что потребитель не станет пересчитывать в уме или даже на калькуляторе, сколько на самом деле стоит килограмм сахара в упаковке весом 920 граммов. В среднем на выбор товара в супермаркете покупатель тратит 20 секунд: находит его на полке, берёт в руку и кладет в корзину. Всё! Никто не будет заниматься пересчетом цен. Это задача для структур по защите прав потребителей или антимонопольного ведомства, так как речь идет о недобросовестной конкуренции. Люди старшего поколения, наши родители десятилетиями видели килограммовые упаковки сахара и литровые контейнеры с молоком. Многие привыкли к этому.
— Почему у нас не принимаются меры по этому вопросу?
— Контрольные органы утверждают, что людям это не нужно. Торговое лобби не заинтересовано в прозрачности цен на товары. Тем не менее, депутаты могли бы внести соответствующие изменения в закон всего за две недели, как они это легко делают в других случаях.
— С какими рисками сталкивается потребитель?
— Прежде всего, он переплачивает, так как лишен возможности определить для себя оптимальный товар по цене и качеству. Он просто покупает вслепую. По сути, у человека есть доверие к торговой марке, но, когда он видит, что после всех изменений продукт потерял в весе 15%, а цена увеличилась на 15%, он начинает задумываться: а может, лучше я возьму аналог на соседней полке? Избежать обмана помогают нефасованные товары, когда вы сами берете, например, килограмм картошки и взвешиваете. С фасованными так не получится. Помнится, несколько лет назад произошла забавная история с яйцами: в упаковке было обнаружено девять штук, и в народ вошло слово «девяток».
— Насколько серьезна проблема скифляции, замены дорогих ингредиентов более дешевыми?
— Это тоже далеко не новость. Все переработанные продовольственные продукты, особенно полуфабрикаты, постоянно подвергаются изменениям. Мотивация у производителей проста – сократить расходы, снизить себестоимость продукции. Технологически пищевой продукт можно изменить, например, на 30%, за счет замены ингредиентов. Это допустимо, если он сертифицирован по ГОСТу. А что, если нет? Частные компании очень быстро реагируют на рост цен на сырье. В этом случае у них есть только два способа сохранить прежнюю цену, чтобы люди продолжали покупать: изменить состав продукции или сократить штат сотрудников. Пока предпочитают не увольнять…