За первые семь месяцев текущего года российские авиакомпании перевезли 62,1 миллиона пассажиров. На внутренних маршрутах количество перевозок снизилось на 2,6%.
Совсем недавно Россия была одной из ведущих стран в авиационной сфере. Однако запаса прочности у нашего авиапрома едва хватит до 2025 года. Согласно мнению специалистов, поддерживать объемы перевозок на прежнем уровне без новых самолетов уже невозможно. Тем более, что достичь установленного президентом целевого показателя — увеличения авиационной подвижности населения в 1,5 раза — без пополнения флота также не представляется реальным.
«Наше авиапромышленность была великой до 1990 года благодаря тому, что на протяжении нескольких десятилетий советское правительство проводило политику аэрофикации страны, — делится мнением заслуженный пилот, экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. — Площадь СССР превышала 22 миллиона квадратных километров. Попробуйте доехать на автомобиле или даже на поезде из Калининграда до Камчатки! При этом Россия до сих пор на 60% состоит из территорий, где проживают люди, но отсутствуют ни железные, ни автодороги».
По словам Смирнова, ни одна страна не производила самолеты исключительно своими силами, кроме СССР: «А сейчас ищут — кто заказчик, где заказчик, самолетостроители бедные бегают: ой, заказчика нет в стране. Исчез заказчик!»
В СССР авиапредприятия были в каждом регионе. Не существовало ни одного районного центра, куда бы не летали хотя бы Ан-2. Пассажир мог пересесть на Ту-154 или Ил-62 и отправиться как в Москву, так и в Ленинград. Люди не ощущали себя оторванными от удаленных уголков своей страны. Социальная роль авиации была огромной!
Но времена изменились. В настоящее время наблюдается острая нехватка самолетов. Они летают с рекордной заполняемостью. Спрос существенно превышает предложение. Отечественный авиапром оказался к этому не готов.
ВИП-чиновники торжественно заверяют президента, что срочно наладят производство 500, а то и тысячи гражданских авиалайнеров. Однако сроки постоянно сдвигаются.
По утверждениям экспертов, в 2024 году в стране не будет выпущено ни одного нового пассажирского самолета для передачи авиакомпаниям. Поэтому, по мнению специалистов, планы по производству гражданской авиатехники в России до 2030 года могут быть уменьшены в семь раз по сравнению с текущими. Такая перспектива обсуждалась еще год назад на стратегической сессии правительства. Согласно Комплексной программе развития авиационной отрасли России, к концу 2024 года в небо должны были подняться 108 самолетов. Взлетело лишь два. Остальные не поднялись.
Лаврентий Павлов