
По оценкам Российской ассоциации товаропроизводителей и торговли (РАТТ), российские ритейлеры теряют примерно 1,2% от своего оборота из-за краж ежегодно. С учетом общего объема розничной торговли в 39 триллионов рублей это приводит к убыткам в 468 миллиардов рублей в год.
С массовым внедрением касс самообслуживания, торговые сети столкнулись с резким увеличением краж. Покупатели быстро освоили слабые места системы и научились обходить контроль, превратив это технологическое новшество в источник многомиллиардных потерь для ритейлеров.
Схемы краж на кассах самообслуживания удивляют своей изобретательностью. Наиболее распространенной является замена штрих-кодов: покупатели переклеивают маркировку с недорогого товара на более дорогой. Например, элитное пиво за 300 рублей «превращается» в бюджетное за 60 рублей. Согласно исследованию компании ECR Russia, подобные манипуляции составляют 34% всех краж на автоматических кассах.
Другие частые методы включают «случайное» непробитие товаров (28% случаев), взвешивание дорогих продуктов как дешевых овощей (19%) и простое сокрытие товаров в пакетах или одежде (19%).
Потери на автоматических кассах самообслуживания, по мировой статистике, в 3,97 раза превышают аналогичные на обычных. В России эта цифра еще выше — до 5 раз, согласно данным консалтинговой компании Retail & Loyalty.
Яркий пример — сеть «Пятерочка». После установки 15 тысяч касс самообслуживания в 2022-2023 годах компания зафиксировала увеличение «неучтенных потерь» на 23%. При этом производительность труда возросла на 15%, что частично компенсирует убытки от краж.
Парадокс ситуации заключается в том, что торговые сети хорошо осознают масштаб проблемы, но продолжают активно устанавливать кассы самообслуживания. Причина очевидна — катастрофическая нехватка персонала.
Согласно данным HeadHunter, количество вакансий кассиров в России увеличилось на 67% за последние два года, в то время как отклик соискателей упал на 34%. Средняя зарплата кассира в Москве составляет 45-50 тысяч рублей, в регионах — 25-30 тысяч. При такой оплате труда найти достаточное количество сотрудников практически невозможно.
«Мы вынуждены выбирать между двумя проблемами: либо длинные очереди и недовольные покупатели, либо кражи на кассах самообслуживания. Второе зло меньше», — откровенно признается директор по развитию одной из федеральных сетей.
Тем не менее, нельзя сказать, что супермаркеты полностью сдались на милость магазинным воришкам. «Магнит» тестирует систему распознавания лиц для выявления «проблемных» покупателей. X5 Group экспериментирует с RFID-метками на дорогих товарах. «Лента» установила весовые платформы под кассами самообслуживания — они фиксируют вес всех товаров в корзине и сравнивают с пробитыми позициями.
Однако технологии требуют значительных вложений. Полноценная система видеоаналитики для одного магазина обходится в 2-3 миллиона рублей, а окупается только через 18-24 месяца. Многие сети предпочитают просто включать потери от краж в стоимость товаров, фактически заставляя честных покупателей платить за воришек.
Яна Полянская