После тринадцати недель непрерывного роста розничных цен на бензин на отечественных АЗС, правительство вновь озаботилось вопросом регулирования внутренних тарифов на моторное топливо. Стабилизировать стоимость горючего чиновники собираются за счет изменения уже действующего инструмента — демпферного механизма, давно призванного координировать цены на российских заправках в зависимости от нефтяных котировок.
Фото: Наталия Губернаторова
Как полагают эксперты, вполне возможно, что рокировка сработает и правительство сдержит темпы роста стоимости топлива в пределах прогнозируемой инфляции. Однако в качестве компенсации за лояльность государству придется выплатить нефтяникам более 40 млрд рублей, а возмещать финансовые потери, скорее всего, придется как всегда рядовым автолюбителям.
Итогом последнего совещания у вице-премьера Александра Новака, состоявшегося 15 марта и посвященного ситуации на топливном рынке страны, стало принятие решения о коррекции в формуле демпферного механизма с 1 мая. Как полагают чиновники, это позволит сдержать рост цен на бензин в пределах инфляции.
Напомним: в настоящее время розничная стоимость горючего регулируется за счет демпферного механизма, при котором нефтяники могут продать топливо внутри страны по высоким ценам только в случае падения мировых котировок на нефть (разницу от сверхприбыли они отдают в бюджет). Если цены на «черное золото» идут вверх, то производители сдерживают тарифы готового топлива на заправках, а правительство компенсирует им недополученную прибыль. Существующий формат демпфера привел к тому, что с начала года оптовая стоимость бензина, устанавливаемая правительством, росла значительно быстрее, чем цены на АЗС. Снижение рентабельности заправок вынудило торговцев повышать ценники, опережая темпы инфляции.
С 1 января 2021 года ставки топливных акцизов на бензин, дизель и моторные масла были планово повышены на 4%, что спровоцировало подорожание бензина в начале года. Поскольку стоимость горючего повышалась довольно незаметными темпами (на 1-2 копейки за несколько дней), мало кто из автолюбителей заранее оценивал последствия наметившейся тенденции. Между тем, котировки нефти с начала года поднялись на 40% — с $50 до $70 за баррель. Только в начале весны, когда тарифы на самые популярные сорта бензина начали дорожать примерно на 5-10 копеек в неделю, профильные ведомства вспомнили о своем обещании держать руку на топливном пульсе страны, не позволяя ценам опережать инфляцию.
Между тем, если суммарный рост на основные товары народного потребления за январь-февраль составил 1,5%, то топливные тарифы повысились как минимум на 3%. В январе литр Аи-95 в среднем стоил в столичном регионе 47,85 рублей, а теперь его стоимость дотягивает до 49,5 рублей. Литр Аи-92 вырос в цене с 43,4 до 44,75 рублей.
Как полагает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, повышение акциза на 4% не означает аналогичный рост цены на топливо, поскольку теоретически доля акциза в стоимости горючего соответствует прогнозам по инфляции и не должно вызывать удивления. Вместе с тем, повышение стоимости топлива вдвое больше средней инфляции демонстрирует, что ценообразование на рынке постепенно выходит из под контроля государственных регуляторов.
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов предлагает свой расчет того, насколько вырастут затраты рядовых российских автолюбителей уже после зафиксированного с начала года подорожания. Средний годовой пробег в нашей стране для частных владельцев авто крупных городов составляет около 12 тыс км, а средний расход топлива в зависимости от марки и года выпуска машины не превышает 10 литров на 100 км. Общие затраты на топливо в таком случае вырастут примерно на 2 тыс рублей в год. На первый взгляд — вроде, незаметно и не должно серьезно отразиться на кошельке потребителя.
«Даже если цены вырастут на 4% по итогам года, то за горючее автовладельцам придется выкладывать всего на 3 тыс рублей больше, чем годом ранее, — отмечает эксперт. — Однако, повысятся ли доходы россиян на аналогичную сумму — не факт: в России они падают седьмой год подряд. Зафиксировав цены на бензин на определенном уровне, правительство сделает реверанс в сторону нефтяников, теряющих прибыль из-за демпферного механизма, но не даст послабления населению. Ведь сокращение доходов от внутренней продажи горючего производители нивелируют путем повышения оптовых цен, что скажется на транспортной составляющей — в результате подорожают все продукты и товары, в стоимость которых входят затраты на бензин».