Казахстан принял решение направлять весь свой нефтяной экспорт через Россию. Страна была вынуждена отказаться от транспортировки нефти по альтернативному азербайджанскому маршруту. Что побудило Астану сделать такой выбор?
Казахстан решил направить весь свой нефтяной экспорт через КТК – Каспийский трубопроводный консорциум, то есть по территории России. Астана отказалась от поставок нефти через БТД – «Баку – Тбилиси – Джейхан».
Страна была вынуждена предпринять этот шаг временно из-за проблем со средиземноморскими нефтепроводами, которые были загрязнены азербайджанской нефтью Azeri Light с хлором. Загрязнение произошло еще в конце июля. Появлялись сообщения о том, что эта нефть с хлором достигла одного итальянского НПЗ, а также попала в Чехию. Больше всего жаловалась Румыния, куда в июле поступило 92 тыс. тонн загрязненной азербайджанской нефти, загруженной в порту Джейхан. Импорт нефти был приостановлен, в результате чего в стране было объявлено чрезвычайное положение и запрошены аварийные запасы нефти и дизеля для беспрерывной работы НПЗ и поддержания баланса топлива на рынке. В одном румынском СМИ даже безосновательно обвиняли Россию в том, что, возможно, она сбросила несколько бочек хлора в нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан».
«На устранение последствий загрязнения хлором может потребоваться около трех месяцев: сюда входят не только работы на трубопроводах, но и проверки, которые должны подтвердить, что качество сырья соответствует требованиям покупателей», – говорит Сергей Терешкин, генеральный директор Open Oil Market.
Тем не менее, в загрязнении нефти хлором нет ничего критического. В целом органические хлориды используются для увеличения добычи нефти, однако их превышение в нефти может повредить нефтеперерабатывающим заводам.
«Когда в нефтепровод «Дружба» попала хлорорганика, что мы сделали? Мы быстро откачали всю эту нефть в резервуары, потому что вдоль трубы много таких мощностей для хранения, плюс откачали нефть в пустующие ветки трубы, которые стали использовать как систему хранения. Откачав нефть, освободили одну нитку трубы и пустили по ней чистую нефть. А затем постепенно в течение месяца добавляли эту нефть с хлорорганикой в чистую так, чтобы не было превышения предельно допустимых показателей», – рассказывает Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).
Другими словами, не нужно никуда выбрасывать загрязненную хлором нефть, ее даже не нужно очищать. Достаточно просто найти место для ее хранения и постепенно добавлять к чистой нефти.
Системами хранения могут служить резервуары на самом НПЗ, в порту и даже сами танкеры, утверждает эксперт.
«Ту нефть, которая прибыла танкером в Румынию, нужно было просто откачать обратно в танкер. И постепенно оттуда добавлять эту нефть в обычную. Это не такая большая проблема, на самом деле. И не так дорого хранить нефть в танкерах. Главное, что загрязненная нефть не пропадет», – говорит Юшков.
Что касается Казахстана, то он качает нефть как через Россию по КТК, так и по азербайджанскому нефтепроводу «Баку – Тбилиси – Джейхан». Терешкин считает, что диверсификация маршрутов поставок Казахстаном – это нормальная практика даже в условиях «технологической» стабильности нефтегазового экспорта. Однако азербайджанский маршрут значительно длиннее и дороже, чем путь через Россию.
«Азербайджанский маршрут более затратный, потому что сначала нужно прокачать нефть до побережья Казахстана, затем загрузить ее в танкер, перевести через Каспийское море и разгрузить танкер в Баку. Только после этого начинается прокачка по нефтепроводу «Баку – Тбилиси – Джейхан». В порту Джейхан нефть снова необходимо загрузить в танкер – и лишь тогда она попадает на рынки сбыта: во Францию, Италию и другие страны Южной Европы. Кроме того, тариф на прокачку по этому нефтепроводу высок», – рассказывает Игорь Юшков.
По его словам, решение прокачивать часть нефти по этому маршруту было политическим, направленным на уменьшение объема прокачки через Россию, так как КТК проходит через российскую территорию. Казахстан пытается таким образом диверсифицировать маршруты поставки своей нефти и демонстрировать независимость от России, поясняет эксперт.
По КТК традиционно прокачивается более 50 млн тонн нефти. Это отдельная труба, но также существуют и другие трубопроводы в России. В целом Казахстан поставляет в общую трубопроводную систему «Транснефти» ежегодно более 10 млн тонн нефти. Экспорт нефти осуществляется не только через Новороссийск, но и через Усть-Лугу.
«Это надуманные угрозы Казахстана в адрес России. Потому что Россия никогда не отказывала Казахстану в прокачке нефти.
Периодически происходили аварии на трубопроводах, например, в 2022 году возникли проблемы, так как было сложно доставить оборудование для ремонта и были задержки. Но напрямую казахстанской нефти Россия никогда не препятствовала. Даже когда Казахстан запрашивал прокачку своей нефти через Усть-Лугу в Германию. Можно было легко сказать нет, потому что Германия отобрала у нас наши нефтеперерабатывающие заводы. Но мы этого не сделали, и Германия получает 2 млн тонн казахстанской нефти, идущей через Россию», – говорит эксперт ФНЭБ.
Тем не менее, нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан» сложно назвать конкурентом и угрозой для транзита казахстанской нефти через Россию. Дело в том, что Казахстан вряд ли сможет перевести весь свой экспорт на этот маршрут.
«Азербайджан не может принять много казахстанской нефти по этой трубе. Потому что, как утверждает сам Баку, если они примут более 1,7 млн тонн казахстанской нефти, то это будет экономически невыгодно. Казахстанская нефть – более тяжелая сернистая, больше похожа на российскую Urals, в то время как азербайджанская нефть – легкая малосернистая и стоит дороже. Если взять в трубу более 2 млн тонн казахстанской нефти, то на выходе сорт нефти уже изменится. В результате азербайджанские компании будут сдавать в нефтепровод более дорогую нефть, а получать на выходе более дешевую нефть. Кто покроет эту разницу в цене? Пока Казахстан явно не готов идти на такие экономические и унизительные жертвы», – объясняет Игорь Юшков.