
На протяжении многих лет городские власти демонстрируют жителям столицы один и тот же изящный трюк. Если спросить их, кто стоит за этим, кто разбрасывает платные парковки по городу, словно оспины на карте, в ответ лишь беззащитные взгляды и тщательно отработанные формулировки: «Это решение принимается органами местного самоуправления, самими депутатами муниципалитетов. Их воля, и только им под отчет».
А за этой завесой скрывался один и тот же механизм: департамент транспорта, как искусный портной, разрабатывал схемы, а депутатам от округов отводилась роль манекенов, на которых эти схемы примеряли. Участвуя в запросах, депутаты кивали — и на улицы вешали ценники. А когда народ начинал возмущаться, ведомство, подражая иллюзионистам, разводило руками: «Опа, а ручки-то — вот они!», указывая на тех самых муниципалов.
Но любому фокусу приходит конец, когда его раскрывают. В Кунцеве депутаты, устав быть мишенями, решили отменить собственное предыдущее решение. И тут ведомство неожиданно вышло из тени и предъявило свои права. В своем ответе, сухом и официальном, оно четко указало: решения о парковках — это наша воля, а бумаги депутатов — не указ. Сеанс саморазоблачения состоялся. Чиновники признали: да, это мы дергаем за ниточки, это наша ответственность.
Но что же делать рядовому горожанину, окруженному со всех сторон тарифами на парковку? Смириться? Нет уж.
Изучив множество документов — от постановлений правительства Москвы до регламентов ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП), — активные граждане выявили 17 нарушений, на которые можно и следует ссылаться в жалобах. Вот они для большей ясности.
- Нет муниципальных норм по обеспеченности парковочными местами. Тариф введен, а сколько мест нужно людям — не считали.
- Проекты зон организации движения (ПЗОД) — фикция. В них отсутствуют транспортные матрицы и расчеты оборота — лишь формальность.
- Нарушен принцип предсказуемости. Платная зона введена в один день — без переходного периода, как обухом по голове.
- Границы парковок не подтверждены. Никто их должным образом не измерил и не зафиксировал с участием ГИБДД. Значит, и территория не определена.
- Полное отсутствие финансовой прозрачности. Где расчет тарифа? Куда пойдут деньги? Тишина.
- Игнорируется принцип минимального вмешательства. Вместо того чтобы наладить движение знаками или разметкой, сразу вводят тариф — мера явно избыточная.
- Порядок информирования не соблюден. Знаки ставят в ночь перед введением, как воры под покровом темноты.
- Территория не подготовлена. Нет должной разметки, нет подтвержденной пропускной способности улиц.
- Нет мотивировочной карты деформаций трафика. Никто не просчитал, как парковка повлияет на движение вокруг.
- Игнорируются «обратные связи». Опросы на «Активном гражданине» и «Нашем городе» либо не проводились, либо их результаты проигнорированы.
- Нарушены нормы территориального зонирования. Платные парковки внедряются в жилые зоны низкой плотности, где они попросту не нужны.
- Отсутствует транспортно-планировочное обоснование. Решение принято не на основе расчетов, а по указанию свыше.
- Нет согласования с ГИБДД. Без визы дорожной полиции вся схема — не более чем бумажка.
- Нарушены санитарные нормы. Перегоняя машины во дворы, чиновники создают угрозу для проезда пожарных и скорой помощи.
- Недостаток межведомственного согласования. Не хватает подписей ключевых ведомств.
- Ухудшение условий жизни. Уплотнение дворов и потеря бесплатных мест — прямое нарушение московских правил.
- Отсутствие оценки транспортного влияния и принципа пропорциональности. Мера введена без учета реальных нужд территории.
Закон — на нашей стороне. Осталось заставить его действовать.
Антон Безгин.