Госдума одобрила закон, который знаменует новый этап в укреплении технологического суверенитета страны. С 1 сентября 2026 года в России начнёт действовать технологический сбор — новый механизм поддержки отечественной электронной и радиоэлектронной отрасли. Этот сбор будет взиматься с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые ввозят в Россию или производят в стране продукцию с электронной компонентной базой. «МК» узнал у экспертов, что послужило причиной этого нововведения и как оно повлияет на цены и бюджет граждан.
Счет на десятки миллиардов
Госдума одобрила введение технологического сбора на электронику. С 1 сентября 2026 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ввозят в Россию или производят на её территории товары с электронной компонентной базой, от микросхем до бытовых приборов и промышленного оборудования, будут обязаны его уплачивать. Размер сбора будет варьироваться в зависимости от вида продукции, но не превысит 5 тыс. рублей за единицу. Все поступления пойдут на развитие российской электронной и радиоэлектронной отрасли.
Закону ещё необходимо пройти одобрение в Совете Федерации и получить подпись президента. Если все этапы утверждения новой правовой нормы будут соблюдены, с осени 2026 года Россия, согласно планам властей, сделает ещё один шаг к уменьшению зависимости от импортных технологий — на этот раз через финансовый механизм ответственности и поддержки.
Все средства, полученные от сбора, будут направлены на развитие российской электроники и зачисляться в федеральный бюджет. Правительство РФ определит конкретные перечни продукции и компонентов, подпадающих под действие нового требования.
По прогнозам Минфина, данный механизм сбора позволит:
в 2026 году увеличить бюджет на сумму до 20 млрд рублей,
в 2027-м поступления в госказну достигнут порядка 88 млрд,
начиная с 2028 года — около 110 млрд ежегодно.
Замминистра финансов Алексей Сазанов, комментируя нововведение, отметил: при установлении ставок власти будут учитывать риски роста цен для потребителей. В ходе обсуждения в профильном комитете он пообещал не допустить неоправданного удорожания товаров. Закон вступает в силу с момента официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых установлен иной срок.
По примеру Трампа
Сможет ли новый сбор достичь заявленных властями целей? «МК» поинтересовался мнением экспертов на этот счёт.
Владимир Виноградов, генеральный директор Pro-Vision Communications:
«Технологический сбор на электронную компонентную базу введён в рамках стратегии повышения технологической независимости России, поскольку электроника составляет основу современных информационных систем, оборонной промышленности и критической инфраструктуры. В 2022 году рынок электронной продукции в России оценивался примерно в 1 трлн рублей, а по прогнозам, к 2025 году он может достигнуть 1,2 трлн рублей. Введение сбора, по оценкам экспертов, может принести в бюджет до 200 млрд рублей ежегодно, что значительно усилит финансирование развития отечественной электронной промышленности и снизит зависимость от импортных поставок, особенно в условиях санкционного давления.
Плюсом является стимулирование внутреннего производства и технологической модернизации, что поможет снизить импортозависимость и укрепить национальную безопасность. Также, по данным Минпромторга, это позволит создать до 50 тысяч новых рабочих мест к 2030 году. Минусами являются возможное увеличение стоимости продукции для конечных потребителей, что может привести к росту цен на электронику на 10-15%, а также усложнение логистики и сокращение конкуренции на внутреннем рынке. Для малого и среднего бизнеса это может стать дополнительным финансовым бременем, особенно при максимальном размере сбора в 5000 рублей за компонент.
В долгосрочной перспективе сбор может стать драйвером технологического суверенитета, способствуя развитию отечественной электронной промышленности, которая, по прогнозам, может обеспечить до 2% ВВП страны к 2030 году. В краткосрочной перспективе возможен рост издержек и снижение конкурентоспособности российских компаний на международных рынках, что может привести к сокращению экспорта электроники на 5-10%. Однако при правильной реализации это создаст условия для диверсификации экономики, снизит зависимость от сырьевого сектора и повысит технологическую самостоятельность.
Для граждан в краткосрочной перспективе ожидается рост цен на электронику, включая смартфоны, на уровне 10-15%, что может увеличить стоимость популярных моделей на 2-4 тыс. рублей. Например, средняя цена современного смартфона в России составляет около 25-30 тыс. рублей, и увеличение стоимости на 10% может привести к подорожанию на 2,5-3 тыс. рублей. В долгосрочной перспективе развитие отечественной электронной промышленности и снижение зависимости от импортных компонентов могут снизить рост цен и повысить доступность техники, а также создать новые рабочие места и улучшить качество продукции. Однако в ближайшие годы гражданам придётся учитывать возможное увеличение стоимости электроники, что особенно скажется на покупателях с ограниченным бюджетом.»
Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global:
«В данном случае целью технологического сбора является не столько пополнение бюджета, сколько поддержка производителей собственной продукции, замещающей импортные аналоги. В России 50-75% разных сегментов рынка электроники приходится на импорт, даже в госзакупках электроники удалось пока снизить долю импорта только до 50% от всей закупаемой продукции. Отчасти введение этого сбора напоминает действия американского президента Дональда Трампа, который увеличивает пошлины на импорт для возвращения национальных производителей из-за рубежа. В России такой сбор должен способствовать локализации производства импортной электроники на территории страны.
Плюсами сбора, хотя и относительными, станет то, что доля импорта на рынке начнёт сокращаться и замещаться продукцией, в том числе, возможно, и иностранных брендов (в основном китайских), произведённых в России. Однако возможны также потери в качестве продукции, при этом цены на электронику вырастут. Не все российские производители электроники будут довольны таким сбором, так как им тоже придётся его платить и, соответственно, повышать цены. Хотя, возможно, рост цен не будет значительным и не превысит инфляцию 2026 года, но некоторые российские производители электроники могут оказаться менее конкурентоспособными по сравнению с более известными брендами из-за роста цен на всем рынке.
На инфляцию технологический сбор, скорее всего, окажет незначительное влияние. В России уже несколько лет подряд, даже во время пика инфляции, телерадиотовары дешевели или их цены оставались стабильными. Это, скорее всего, связано с ослаблением рубля, что привело к удорожанию импортной продукции и, как следствие, снижению спроса. По статистике Росстата в разделе «телерадиотовары» ожидается небольшой рост, в пределах 0,5-0,7%. Эта отрасль не сможет позволить себе значительное повышение цен, иначе её ожидает падение спроса, а отечественных производителей — кризис перепроизводства. Поэтому мы не ожидаем сильного негативного влияния на уровень жизни населения и инфляцию от данного сбора. Однако, с другой стороны, было бы слишком оптимистично переоценивать влияние сбора на рост отечественного производства. Некоторые иностранные бренды невозможно заменить.»
Егор Зиновьев, аналитик «Цифра брокер»:
«Данный сбор позволит пополнить бюджет и вводится с целью поддержки отечественной электронной и радиоэлектронной промышленности. Однако, по моему мнению, данная мера поддержки недостаточна для достижения «технологического суверенитета».
Введение данного сбора отразится одноразово на ценах электроники и ускорит инфляцию на непродовольственные товары. Сам технологический сбор будет охватывать электронику, в которой доля российского производства минимальна, то есть практически на всю продукцию, которую можно увидеть на полках популярных ритейлеров электроники. Другими словами, для граждан практически вся техника подорожает. При этом ставка сбора будет зависеть от стоимости техники, но не превысит 5 тыс. рублей. А если электроника производится внутри страны и достаточно локализована, такие компании могут получить отраслевые меры поддержки.»
Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам»:
«В современном глобальном разделении труда государствам необходимо решать, инвестировать ли они в технологические отрасли, в частности — в электронную промышленность, или же приобретать готовую продукцию, произведённую в других странах. За последние пятьдесят лет те государства, которые стимулировали производство на своей территории, накопили опыт и значительные конкурентные преимущества, которые не позволяют производителям других стран конкурировать в массовом секторе.
Тем не менее, отечественная электроника важна для обеспечения технологического суверенитета и обороноспособности. Для инвестиций в неё необходимы средства. При этом отечественная продукция не будет дешёвой. В каждой нише уже сформировались свои ценовые лидеры. Вряд ли какая-либо страна в настоящее время может производить ноутбуки дешевле, чем Тайвань или Китай. Давно покинула рынок персональных компьютеров американская IBM, где они были изобретены. Не удержалась на рынке мобильных телефонов и финская Nokia — компания, когда-то служившая эталоном идеального бренда, благодаря популярности своих моделей. Как бы хороши ни были наши производители, для успешных продаж их продукции нужны инвестиции и недопущение развязывания ценовой конкуренции со стороны иностранных производителей. Пополнение бюджета в данном случае является менее важным фактором.»
Александр Лебедев, старший преподаватель Департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ:
«Электронная компонентная база — это «кровеносная система» современной экономики: без неё не работают ни смартфоны, ни промышленные роботы. Россия долгое время зависела от импорта, что угрожало технологическому суверенитету. Сбор направлен не столько на пополнение бюджета (это побочный эффект), сколько на создание целевого фонда для развития отечественной электроники. По оценкам Минпромторга, ежегодные поступления могут составить миллиарды рублей, однако ключевым вопросом является грамотное инвестирование в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и производство. С этой точки зрения допуск на российский рынок иностранных игроков для локализации производства с предоставлением налоговых льгот мог бы быть более выгодным решением для потребителя.
В нововведении видится очевидный минус — немедленный рост цен для конечного пользователя при отложенном эффекте для отрасли. Для долгосрочных инвестиций, к которым относятся вложения в электронную компонентную базу, требуется устойчивость и предсказуемость «правил игры» на многие годы вперёд — к сожалению, в России это не всегда обеспечено. Сразу после введения сбора цены на гаджеты и технику могут вырасти на 3–7%, что ощутимо для бюджета семей. Любая реформа — это баланс между сегодняшними жертвами и завтрашними выгодами. Здесь важно не повторить ошибок предыдущих лет, когда за созданием «бумажных» институтов развития терялись инициативы по строительству реальных заводов.»