Указом президента России нынешний год объявлен Годом педагога и наставника, что воспринято в обществе весьма позитивно. Давно пора было поднять на должную высоту авторитет учителей, их статус и материальное положение.
Указ принес надежду, что все это может произойти не в таком уж далеком будущем. Тем более что недавно парламент внес очень важные поправки в законодательство, согласно которым учителя уже не принадлежат к так называемой сфере услуг. То есть не являются неким обслуживающим персоналом и могут (должны!) по праву называть себя сеятелями разумного, доброго, вечного.
Госдума может записать в свой актив, что в результате принятия поправок был сорван унизительный ярлык, возникший в период непродуманных, а то и безбашенных реформ российского образования. И появилась возможность покончить с заблуждениями властей, символом которых стало высказывание прежнего министра А. Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Эта установка была прочно усвоена правительственными чиновниками и негативно отразилась на качестве отечественного образования, придав ему эдакий пренебрежительный имидж, после чего и появилась «сфера услуг».
Учитель не оказывает «образовательную услугу», а занимается воспитанием гражданина, патриота своей страны, утверждает глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Она подчеркнула, что поправка — «не техническое изменение в законодательстве, а важная с моральной и содержательной точки зрения мера, которая способствует возвращению воспитания в школу». На учителя, по ее словам, нужно смотреть как на педагога, «который закладывает основной вектор, фундамент» патриотического отношения к родине.
По мнению ряда экспертов, именно возникшая в обществе установка на возвращение педагогики в школу начала менять к лучшему систему образования. Однако не все так просто. Специалистов беспокоит стремление чиновников внедрить в школах единую программу преподавания.
Сторонники этих новаций и поправок в закон «Об образовании» стремятся ликвидировать какие-либо разночтения между разными программами преподавания. Если сегодня в стране параллельно действует (и работает!) несколько программ, то теперь предлагается ограничиться одной, причем, что характерно, по «предметам, формирующим мировоззрение»: окружающий мир (начальные классы), русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ. При этом по новейшей истории готовится только один учебник всем известного историка В. Мединского.
Другими словами, государство стремится унифицировать преподавание и, соответственно, восприятие школьниками ключевых гуманитарных предметов, которые призваны развивать креативные начала в юных гражданах. Вопрос: уместна ли здесь унификация?
«Госдума приняла закон о том, чтобы у нас были единые образовательные программы, — отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Олег Смолин. — В результате контроль над деятельностью учителя станет значительно жестче. Если от него будут требовать, чтобы он буквально до часа соблюдал обязательную образовательную программу, то это скорее пойдет во вред, чем на пользу. Свобода творчества учителя должна быть сохранена».
И дело, конечно же, не только в свободе творчества. Загнанный в тесные административные рамки — а как иначе власти будут контролировать выполнение «единой программы»? — учитель поневоле будет не столько взаимодействовать с детьми, улавливая их настроения и мысли, направляя их в нужное русло, сколько «читать курс» по конкретному предмету. Озвучивать тексты, которые ему спустили сверху инстанции.
За всем этим видится ограниченность мышления некоторых «реформаторов» образования, которые готовы сделать школьного учителя — педагога! — рядовым исполнителем требований методичек, инструкций и вышестоящих рекомендаций. Вроде комвзвода в армии. И, следуя этим бумагам, педагог должен будет не только научить своих учеников думать — целый класс очень разных ребятишек, каждый со своими семейными проблемами и характером, — но и помочь им стать личностями. То есть в идеале «дойти до каждого». Никакая унификация этого не сделает. С ее помощью можно лишь научить ходить строем.
Григорий Алексеев.