Судьба наконец-то улыбнулась Парацельсу. Его стали принимать в лучших домах, к нему начали обращаться знатные вельможи. Он лечил маршала королевства Богемии Иоганна фон Лейпника. В Вене его удостоил вниманием сам король Фердинанд.
Парацельс вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Но в конце 1530-х годов Парацельс окончательно осел в Зальцбурге, куда его пригласил герцог Эрнст, пфальцграф Баварский, который увлекался тайными знаниями. Герцог стал покровителем и заступником учёного.
Парацельс поселился на городской окраине в небольшом доме, который он разделил на две части. В одной части он оборудовал лабораторию, в которой проводил свои опыты и исследования, а вторую часть сделал кабинетом для приёма больных.
Но, увы, 24 сентября 1541 года, находясь в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь» на набережной Зальцбурга, Парацельс скончался после непродолжительной болезни. Ему было всего 48 лет и три дня.
Похоронен он был в Зальцбурге на городском кладбище при церкви Святого Себастьяна.
Обстоятельства его смерти долгое время были окутаны тайной. Но самые последние исследования черепа учёного немецкими учёными, подтвердили версию современников Парацельса о том,, что на Парацельса во время званого обеда напали бандиты, нанятые кем-то из лекарей, завидовавших его успеху. Убийца, ударил великого медика тяжёлым камнем по голове и проломил ему череп. От полученной травмы Парацельс скончался через несколько дней.
Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 году во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас ему стоит памятник.
По свидетельству архивариуса Зальцбургского госпиталя, имущество оставленное Парацельсом состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими приборами и реактивами. Он оставил после себя Библию, Евангелие, указатель Библейских цитат. Серебряный кубок Парацельс завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. Кубок до сих пор хранится в этом монастыре.
Металл кубка, как считается, создал сам Парацельс. Местному зальцбургскому цирюльнику (в те времена они были и хирургами) он завещал мази и свои книги по медицине.
Парацельс, по словам его друзей обладал потрясающей работоспособностью и мог проводить за письменным столом по несколько дней подряд без сна.
Парацельсу принадлежит девять книг:
«Парагранум» о тайнах каббалы. Изучать каббалистику он начал ещё у аббата Иоганна Тритемия.
«Парамирум» об истории и особенностях человеческих заболеваний. Здесь он изложил все свои знания о природе организма человека и о методах лечения различных болезней.
«Лабиринт заблуждающихся медиков».
«Хроника Картинии».
«Философия».
«Потаённая философия».
«Великая астрономия»;
«Шнеебергская лёгочная болезнь»;
«Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».
Парацельс был первым врачом, который объединил алхимию и медицину, изобрёл и испытал рецепты лекарств. Парацельс считал, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарства». Труды Парацельса способствовали развитию фармации, как науки в целом и положили начало фармацевтической химии.
Таким образом, фармакология его детище.
Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специальных средств для каждой отдельно взятой болезни.
Парацельс использовал в своей врачебной практике почти все известные в то время химические препараты, в том числе сильные яды. Он развил новое для своего времени учение о дозировке лекарств.
Наряду с химическими препаратами Парацельс применял и лекарства растительного происхождения в виде настоек, экстрактов, эликсиров.
Несмотря на старания злопыхателей, человечество высоко оценило заслуги Парацельса.
Об этом говорят и установленные ему памятники:
Памятник — В центре пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше — надпись на латыни: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis famam ex auro chymico adeptus est effigies et ossa donec rus circumdabitur pelle sua.
(«Филиппа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за открытие химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью»);
Под портретом написано; «По причине ремонта церкви в 1772 году из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены» (кости Парацельса);
На основании памятника написано: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть».
Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу слова:
Pax vivis requies aeterna sepultis.;
Мир живым, вечный покой умершим.
На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 году.
Медаль Парацельса была высшей наградой, которую в ГДР мог получить врач.
Парацельс был сторонником идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Человека он называл «микрокосмом» и малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира.
По Парацельсу, человек создан Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Согласно Парацельсу, для человека не существует никаких запретных знаний, он не только может, но и обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.
Современным людям может показаться удивительным, но Парацельс не сомневался в существовании, нимф, сильфов, гномов, саламандр, сирен, гигантов, карликов и других подобных существ, населяющих четыре стихии. Парацельс считал, что они все, как и человек созданы Богом, ибо нет ничего невозможного для Бога, и эти сущности не что иное, как свидетельства его всемогущества.
Человеческая сущность по Парацельсу включает семь элементов: «элементарное тело» (тело материальное или физическое; (электро-магнетическое тело, дающее фосфористый свет; начало, без которого физическое тело не может ни существовать, ни двигаться; астральное тело; животная душа, разумная душа, духовная душа, духовное тело; «человек Нового Олимпа» — искра Божества, часть божественного «я», пребывающая в человеке.
У Парацельса есть интересное предсказание о судьбе России:
«Есть один народ, который Геродот называл гипербореями — прародителями всех народов и всех земных цивилизаций — ариями, что означает «благородные». Нынешнее название исконной земли этого древнего народа — Московия. Гипербореи в своей бурной будущей истории познают много — и страшный упадок с великим множеством всевозможных бедствий и мощный великий расцвет с великим множеством всевозможных благ, который наступит уже в начале 21-го века, то есть ещё до 2040 года».