Парацельс. Истоки и годы странствий

Парацельс. Истоки и годы странствий

«Лекарство — яд, но яд — лекарство. Одна лишь доза превратит лекарство в яд, и яд в лекарство…». (Парацельс)

Фигура Парацельса продолжает вызывать интерес у ученых, исследователей и писателей. Он остается загадочным и непонятным. Множество известных фактов о нем противоречат друг другу.

Некоторые считают его выдающимся врачом, естествоиспытателем, натурфилософом, человеком, который осмелился на значительные реформы в области медицины и практики. А также алхимиком эпохи Возрождения.

Другие же рассматривают его чуть ли не как неуча, безосновательно критикующего основы древней медицины, выскочку.

Существуют даже мнения, что Гёте создал своего Фауста, вдохновляясь образом Парацельса.

Как ни парадоксально, история до сих пор не встала ни на одну, ни на другую сторону.

Большинство ученых признают Парацельса предшественником современной фармакологии, который стремился установить химию на службу медицине.

Настоящее имя Парацельса — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.

Он появился на свет в Швейцарии 10 ноября 1493 года в небольшой деревне Мария-Айнзидельн, в немецкоязычном кантоне Швейцарии, в двух часах ходьбы от Цюриха.

Его мать перед замужеством работала надзирательницей в богадельне Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне. После замужества за Вильгельмом Бомбастом фон Гогенгеймом, врачом при этой богадельне, ей пришлось оставить свою должность, так как замужняя женщина не могла занимать эту позицию. В итоге она устроилась работать медсестрой в лечебницу местного аббатства.

Современники утверждали, что её внешность была далека от идеала, упоминая о её большой голове и кривых ногах.

Но оставим эти воспоминания на их совести.

Отец Парацельса, Вильгельм фон Гогенхайм, был незаконнорожденным потомком древнего дворянского рода Бомбастов. В прошлые века этот род считался знатным и в его рядах были рыцари ордена Святого Иоанна, с их собственным замком недалеко от Штутгарта.

Тем не менее, со временем род обеднел. И хотя это не приносило ему ни богатства, ни славы, отец Парацельса продолжал гордиться своим происхождением.

Он был образованным врачом и обладал хорошей библиотекой. Однако в своей медицинской практике он не достиг значительных успехов.

Тем не менее, он приложил много усилий, чтобы дать своему единственному сыну возможность избежать нищеты в будущем.

Отец считал, что единственный путь к избавлению от бедности и достижению благополучия для сына — это священническая стезя.

В детские годы Парацельс часто испытывал нехватку и голод, так как его семья жила скромно. Во всяком случае, он не наслаждался детством, полным медом и мягким белым хлебом. Семья в основном питалась молоком, сыром и хлебом из грубой муки.

Первым настоящим учителем для мальчика, как позже говорил Парацельс, был его отец. Он имел доступ к обширной библиотеке отца, в которой хранилось множество книг как старых, так и новых авторов.

Чтение было его увлечением, и он проявлял усердие как ученик. Хотя отец не мог привить ему особых изысков, он научил сына основам. Передал ему все знания по философии, алхимии, терапии и хирургии, которыми владел сам. Парацельс считал своего отца лучшим другом и наставником.

Парацельс часто засиживался с книгами до раннего утра. Отец за это его не ругал, несмотря на то, что мальчик сжигал дорогие свечи.

Когда мальчик немного подрос, родители определили его в монастырь Святого Андрея учеником. Парацельс, которому нравилось учиться и получать новые знания, вскоре стал лучшим учеником.

В шестнадцать лет юноша поступил в университет Базеля — одно из старейших учебных заведений в Швейцарии. После его окончания Парацельс отправился в Вюрцбург в монастырь Святого Иакова для продолжения своего образования.

Один из наставников Парацельса, настоятель монастыря Иоганн Тритемий из Ипангейма, был известен своими знаниями в области алхимии, медицины, астрологии и «натуральной магии». Однако Парацельс довольно рано осознал, что далеко не все, что написано в книгах, является истиной, и любой автор может ошибаться.

Практика стала для него более привлекательной, чем теория.

Он посещал местные аптеки, стеклодувные мастерские и горные разработки, где добывали свинец, драгоценные металлы, железную руду, сульфаты и цинк. Таким образом, он получил больше знаний, чем мог бы получить в монастыре.

Покинув стены монастыря, Парацельс направился в итальянский университет Феррары. В 1510 году Теофраст поступил в Феррарский университет на медицинский факультет, где получил университетское образование и стал доктором медицины.

Во время учебы в университете Теофраст также посещал соседние университеты Падуи и Болоньи, активно участвуя в студенческой жизни.

Тогда он добавил к своему имени псевдоним, который сам придумал — Парацельс, т.е. «подобный Цельсу». С латинского слово «пара» переводится как «около, рядом», что в полной мере означает «приблизившийся к Цельсу», древнеримскому энциклопедисту и знатоку медицины.

Окончив университет, доктор Теофраст фон Гогенгейм, будучи дипломированным медиком, в 1517 году, приняв облик нищего монаха, начал путешествовать по различным странам.

Почти десять лет он странствовал по университетам Европы, где, по его словам, слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Лиссабоне. Пешком прошел через Англию, Германию, Шотландию, Италию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Швецию. Затем он отправился в Литву, Польшу, Венгрию, Хорватию, посетил Скандинавские страны, Россию, Константинополь, Африку и Палестину.

Общаясь с людьми, он выспрашивал и запоминал секреты врачевания. Он общался не только с врачами, учеными, алхимиками и предсказателями, но и с обыкновенными пастухами, евреями, цыганами, палачами, банщиками и цирюльниками. Он пытался выяснить, как они заботятся о больных и какие средства применяют. Общаясь с пожилыми целительницами, повитухами, он на основе многочисленных бесед написал «Книгу о женских болезнях». В те времена женщины не решались обращаться к медикам-мужчинам со своими проблемами и недугами.

Парацельс, если считал это полезным, не стеснялся учиться даже у бродяг, цыган, колдунов и ведьм.

Они делились с ним своими секретами целебных отваров, которые могли остановить кровь, снять порчу и вылечить различные недуги.

На этом основании католическое духовенство, знать и приближенные к ним медики часто обвиняли Парацельса в связях с представителями низших слоев общества, в бродяжничестве, пьянстве и некомпетентности как ученого-медика.

Как врач, Парацельс принимал участие в военных кампаниях, где накапливал опыт и знания. Так, он служил в Италии военным хирургом в имперской армии, работал фельдшером в нидерландском войске, был лекарем на службе у датского короля Христиана и фельдшером в нидерландском войске. Солдаты прозвали его «отчаянным» за то, что Парацельс никогда не оставался в лазарете, а всегда был рядом с ранеными на поле боя.

В Лионе он устроился в похоронную контору бальзамировать тела, где, получив доступ к трупам, сделал множество открытий о строении человека.

Другие медики в то время пренебрегали подобной информацией.

Узнав о эпидемии чумы в Штерцинге, Парацельс отправился в этот город. Он обходил дома больных, готовил свои лекарства и пытался понять причины этой ужасной болезни, а также как можно предотвратить эпидемии и чем следует лечить больных.

После завершения эпидемии Парацельс стал ненужен в Штерцинге и покинул город.

В возрасте тридцати двух лет Парацельс вернулся обратно в Германию, где довольно быстро прославился после нескольких случаев исцеления тяжело больных.

В 1526 году он получил право бюргера в Страсбурге, а в 1527 году по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом крупного швейцарского торгового города Базеля, где ему удалось вылечить одного состоятельного человека, которому не помогли лучшие доктора города. В 1527 году, по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии.

На первой же лекции Парацельс удивил студентов тем, что на их глазах сжег сочинения Галена и Авиценны, заявив при этом, что даже завязки его башмаков знают больше, чем они.

Чтение лекций в университете стало приносить ему неплохой доход, как и врачебная практика.

Лекции Парацельс читал не на латыни, а на немецком языке.

Ученики очень уважали Парацельса, а его коллеги, наоборот, были настроены решительно против его новаторских идей. В 1528 году Парацельса отстранили от преподавательской деятельности, и он покинул город.

Добравшись до Нюрнберга, Парацельс обратился к городским властям с просьбой доверить ему безнадежных больных. Городской совет постановил выделить ему для лечения несколько человек с слоновой болезнью. И Парацельс в короткий срок вылечил больных, не взяв с них никакой платы. Данные об этом хранятся в городском архиве.

Парацельс хотел остаться в Кольмаре, где о нем говорили как об искуснейшем враче и заниматься врачебной практикой, но, к сожалению, не сумев смириться с невежеством и шарлатанством людей, облаченных в докторские мантии, он покинул город, пробыв в нем всего полгода.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. В 1530 году в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге он перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 года закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 году он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Картинии» (1535).

Парацельс описал заболевание горняков — «Шнеебергская лёгочная болезнь».

Это заболевание шахтёров оказалось связанным с воздействием ионизирующих излучений радона и короткоживущих продуктов его распада, накапливающихся в воздухе плохо вентилируемых шахт.

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях