«Лекарство — яд, но яд — лекарство. Одна лишь доза превратит лекарство в яд, и яд в лекарство…». (Парацельс)
Личность Парацельса по-прежнему вызывает интерес у ученых, исследователей и писателей. Он остается загадкой, которую не удалось разгадать. Многие известные факты о нем противоречат друг другу.
Некоторые считают его выдающимся врачом, естествоиспытателем, натурфилософом, человеком, который осуществил значительные реформы в области медицины и алхимиком эпохи Возрождения.
Другие же называют его почти неучем, необоснованно критикующим основы древней медицины и выскочкой.
Существует даже мнение, что Гёте создал своего Фауста, основываясь на фигуре Парацельса.
Как ни странно, история до сих пор не приняла сторону ни одной из этих точек зрения.
Большинство ученых считают Парацельса предшественником современной фармакологии, который стремился использовать химию для улучшения медицины.
Истинное имя Парацельса — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.
Он появился на свет в Швейцарии 10 ноября 1493 года в небольшой деревушке Мария-Айнзидельн, что находится в немецкоязычном кантоне Швейцарии, в двух часах ходьбы от Цюриха.
Его мать, прежде чем выйти замуж, работала надзирательницей в богадельне Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне. После замужества за Вильгельмом Бомбастом фон Гогенгеймом, врачом этой богадельни, она была вынуждена оставить свою должность, так как замужней женщине было запрещено занимать эту позицию. В итоге она устроилась медсестрой в лечебницу местного аббатства.
Современники утверждали, что ее внешность была не слишком привлекательной, упоминали о её большой голове и кривых ногах.
Но оставим эти воспоминания на их совести.
Отец Парацельса, Вильгельм фон Гогенхайм, был незаконнорожденным представителем древнего дворянского рода Бомбастов. В прошлом этот род считался знатным, в его рядах были рыцари ордена Святого Иоанна, а также своя резиденция — замок неподалеку от Штутгарта.
Однако со временем род обеднел. И хотя это не приносило ему ни денег, ни славы, отец Парацельса продолжал гордиться своим происхождением.
Он был образованным врачом с хорошей библиотекой, но на медицинском поприще не достиг больших успехов.
Тем не менее, он приложил много усилий, чтобы обеспечить своему единственному сыну возможность избежать нищеты в будущем.
Отец считал, что единственным шансом для сына на избавление от бедности и достижение благополучия является путь священника.
В детстве Парацельс часто страдал от лишений и голода, поскольку его семья жила в бедности. Во всяком случае, он не знал, что такое мед и мягкий пшеничный хлеб. Основным рационом семьи были молоко, сыр и хлеб из грубой муки.
Первым настоящим учителем мальчика, как позже говорил Парацельс, был его отец. Он свободно пользовался обширной библиотекой отца, в которой имелись книги как старых, так и новых мастеров.
Чтение приносило Парацельсу удовольствие, и он был усердным и старательным учеником. Хотя отец не мог научить его многому изысканному, он передал сыну все свои знания в области философии, алхимии, терапии и хирургии. Парацельс считал отца своим лучшим другом и наставником.
Часто он засиживался за книгами до раннего утра, и отец не осуждал его за это, несмотря на то что мальчик сжигал недешевые свечи.
Когда Парацельс немного подрос, его родители отправили его в монастырь Святого Андрея учеником. Юноша, который любил учиться и осваивать новое, вскоре стал лучшим учеником.
В шестнадцать лет он отправился учиться в университет Базеля — одно из старейших учебных заведений в Швейцарии. После его окончания Парацельс направился в Вюрцбург в монастырь Святого Иакова для дальнейшего образования.
Один из наставников Парацельса, настоятель монастыря Иоганн Тритемий из Ипангейма, был известен своими знаниями в области алхимии, медицины, астрологии и «натуральной магии». Однако Парацельс вскоре понял, что далеко не всё, что написано в книгах, является истиной, и любой автор может ошибаться.
Практика стала привлекать его больше, чем теория.
Он посещал местные аптеки, стеклодувные мастерские и горные разработки, где добывали свинец, драгоценные металлы, железную руду, сульфаты и цинк. Таким образом, он получил больше знаний, чем во время обучения в монастыре.
После выхода из монастыря Парацельс направился в итальянский университет Феррары. В 1510 году Теофраст поступил на медицинский факультет Феррарского университета. Здесь он получил университетское образование и стал доктором медицины.
Обучаясь, Теофраст посещал соседние университеты Падуи и Болоньи и активно участвовал в студенческой жизни.
В этот период он добавил к своему имени псевдоним, который сам придумал — Парацельс, что значит «подобный Цельсу». С латинского «пара» переводится как «около, рядом», и в целом это означает «приблизившийся к Цельсу», известному римскому энциклопедисту и специалисту в медицине.
Закончив университет, доктор Теофраст фон Гогенгейм, став дипломированным медиком, в 1517 году, переодевшись в нищего монаха, отправился путешествовать по различным странам.
Почти десять лет он странствовал по университетам Европы, где, по его словам, слушал лекции выдающихся медиков в крупнейших университетах, побывал в медицинских школах Парижа и Монпелье, а также в Лиссабоне. Он пешком прошел через Англию, Германию, Шотландию, Италию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Швецию, а затем направился в Литву, Польшу, Венгрию и Хорватию. Он посетил Скандинавские страны, Россию, Константинополь, Африку и Палестину.
В беседах с людьми он везде выспрашивал и запоминал секреты врачевания. Общался не только с врачами, учеными и алхимиками, но и с простыми пастухами, евреями, цыганами, палачами, банщиками и цирюльниками. Он пытался узнать, как они ухаживают за больными и какие средства применяют. Парацельс беседовал с опытными целительницами и повитухами. На основании множества разговоров с повитухами он написал «Книгу о женских болезнях», так как в то время женщины не решались обращаться к медикам-мужчинам со своими проблемами.
Если Парацельс считал полезным, он не стеснялся учиться даже у бродяг, цыган, колдунов и ведьм.
Они делились с ним своими секретами целебных отваров, которые могли остановить кровь, снять порчу и лечить различные недуги.
На этом основании католическое духовенство, знать и близкие к ней медики часто обвиняли Парацельса в связях с низшими слоями общества, в бродяжничестве, пьянстве и некомпетентности как ученого-медика.
Как врач, Парацельс участвовал в военных кампаниях, где накапливал опыт и знания. Он служил в Италии военным хирургом в имперской армии, работал фельдшером в нидерландском войске и был лекарем на службе у датского короля Христиана. Солдаты прозвали его «отчаянный», так как он никогда не оставался в лазарете, а всегда находился рядом с ранеными на поле боя.
В Лионе он устроился в похоронную контору, где занимался бальзамированием тел, что дало ему возможность сделать множество открытий о строении человеческого тела.
Другие медики в то время пренебрегали такой информацией.
Узнав о вспышке чумы в Штерцинге, Парацельс отправился в этот город. Он обходил дома больных, готовил свои лекарства и пытался выяснить причины этой ужасной болезни и как можно предотвратить эпидемии, а также какие средства следует использовать для лечения заболевших.
После завершения эпидемии Парацельс стал ненужным в Штерцинге и покинул город.
В возрасте тридцати двух лет он вернулся в Германию, где быстро добился славы после нескольких случаев исцеления тяжелобольных.
В 1526 году он получил право бюргера в Страсбурге, а в 1527 году благодаря протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом крупного швейцарского торгового города Базеля, где ему удалось вылечить одного состоятельного человека, которому не помогли лучшие врачи города. В 1527 году, по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии.
На своей первой лекции Парацельс поразил студентов тем, что на их глазах сжег труды Галена и Авиценны, заявив при этом, что даже завязки его башмаков знают больше, чем они.
Чтение лекций в университете приносило ему неплохой доход, как и врачебная практика.
Лекции Парацельс проводил не на латыни, а на немецком языке.
Ученики очень уважали Парацельса, а коллеги, наоборот, были настроены против его новаторских идей. В 1528 году его отстранили от преподавательской деятельности, и он покинул город.
Добравшись до Нюрнберга, Парацельс обратился к городским властям с просьбой доверить ему безнадежных больных. Городской совет решил выделить ему несколько человек с слоновой болезнью для лечения. Парацельс в короткий срок вылечил их, не взимая никакой платы. Эти данные хранятся в архиве города.
Парацельс хотел остаться в Кольмаре, где его считали искуснейшим врачом, и заниматься врачебной практикой, но, увы, не смог смириться с невежеством и шарлатанством лиц, облаченных в докторские мантии, и покинул город, пробыв в нем всего полгода.
Парацельс разработал несколько эффективных лекарств. В 1530 году в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После кратковременного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге он перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 года завершил здесь многолетний труд о происхождении и течении болезней «Парамирум» (1532). В 1533 году он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хроника Картинии» (1535).
Парацельс описал заболевание горняков — «Шнеебергская лёгочная болезнь».
Это заболевание шахтёров оказалось связано с воздействием ионизирующих излучений радона и краткоживущих продуктов его распада, накапливающихся в плохо вентилируемых шахтах.