Парацельс. Истоки и годы странствий

Парацельс. Истоки и годы странствий

«Лекарство — яд, но яд — лекарство. Одна лишь доза превратит лекарство в яд, и яд в лекарство…». (Парацельс)

Фигура Парацельса продолжает вызывать интерес и споры среди ученых, исследователей и писателей. Его личность до сих пор остается загадочной и непонятной. Многие известные факты о нем противоречат друг другу.

Некоторые считают его известным врачом, естествоиспытателем, натурфилософом и человеком, который инициировал важные реформы в медицине. Также он считается алхимиком эпохи Возрождения.

Другие же видят в нем чуть ли не безграмотного человека, необоснованно критикующего основы древней медицины, выскочку.

Существует даже мнение, что Гёте создал своего Фауста, вдохновляясь образом Парацельса.

Как бы странно это ни звучало, история до сих пор не занимает ни одну из сторон.

Большинство исследователей считают Парацельса предшественником современной фармакологии, стремившимся использовать химию на благо медицины.

Истинное имя Парацельса — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.

Он родился в Швейцарии 10 ноября 1493 года в небольшой деревне Мария-Айнзидельн, в немецкоязычном кантоне Швейцарии, в двух часах пути от Цюриха.

Его мать до замужества была надзирательницей богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне. После женитьбы на Вильгельме Бомбасте фон Гогенгейме, врачу этой богадельни, ей пришлось оставить эту должность, так как замужние женщины не могли её занимать. Она устроилась медсестрой в лечебницу местного аббатства.

Сов contemporaries утверждали, что её внешность оставляла желать лучшего, отмечая большую голову и кривые ноги.

Но оставим эти воспоминания на совести их авторов.

Отец Парацельса, Вильгельм фон Гогенхайм, был незаконнорожденным потомком древнего дворянского рода Бомбастов. В прежние века этот род считался знатным, в его рядах были рыцари ордена Святого Иоанна, а также своя резиденция — замок неподалёку от Штутгарта.

Однако со временем род пришёл в упадок. И хотя это не приносило ему ни богатства, ни славы, отец Парацельса продолжал гордиться своим происхождением.

Он был образованным медиком с хорошей библиотекой, но не добился особых успехов в своей врачебной практике.

Зато он приложил много усилий для того, чтобы вырастить единственного сына и предоставить ему возможность избежать бедного существования.

Отец решил, что единственным шансом для сына на избавление от нужды и обретение успеха станет путь священника.

В детские годы Парацельс часто испытывал лишения и голод, так как его семья жила в бедности. Во всяком случае, он не пил мёда и не ел мягкого пшеничного хлеба. Основу рациона семьи составляли молоко, сыр и хлеб из грубой муки.

Первым настоящим учителем Парацельса, как он позже сам говорил, был его отец. Он свободно пользовался обширной библиотекой, в которой находились книги как старых, так и новых авторов.

Чтение было для него увлекательным занятием, и он проявлял усердие и прилежание в учебе. Хотя отец не мог научить его сложным изыскам, он передал сыну все свои знания по философии, алхимии, терапии и хирургии. Парацельс считал отца своим лучшим другом и наставником.

Нередко он задерживался за чтением до раннего утра. Отец не ругал его за это, несмотря на то, что мальчик сжигал недешёвые свечи.

Когда Парацельс немного подрос, его родители устроили его в монастырь Святого Андрея в качестве ученика. Парацельс, которому нравилось учиться и осваивать новые знания, вскоре зарекомендовал себя как лучший ученик.

В шестнадцать лет юноша отправился учиться в университет Базеля — одно из старейших учебных заведений Швейцарии. После его окончания Парацельс поехал в Вюрцбург в монастырь Святого Иакова для продолжения образования.

Одним из его наставников стал настоятель монастыря Иоганн Тритемий из Ипангейма, который тогда славился своими знаниями в области алхимии, медицины, астрологии и «натуральной магии». Однако Парацельс довольно рано осознал, что не всё, написанное в книгах, является безусловной истиной, и любой автор может ошибаться.

Практика стала для него более привлекательной, чем теория.

Он посещал местные аптеки, стеклодувные мастерские, горные разработки, где добывали свинец, благородные металлы, железную руду, сульфаты и цинк. Таким образом, он получил больше знаний, чем в монастыре.

Покинув стены монастыря, Парацельс направился в итальянский университет Феррары. В 1510 году Теофраст поступил на медицинский факультет Феррарского университета. Там он получил университетское образование и был удостоен степени доктора медицины.

Обучаясь в университете, Теофраст посещал соседние университеты Падуи и Болоньи и активно участвовал в студенческой жизни.

Тогда он и присоединил к своему имени псевдоним, который сам придумал — Парацельс, что означает «подобный Цельсу». С латинского слово «пара» переводится как «около, рядом», и в полной мере — «приблизившийся к Цельсу», древнеримскому энциклопедисту и медику.

Окончив университет, доктор Теофраст фон Гогенгейм, будучи дипломированным медиком, в 1517 году, став нищим монахом, отправился в странствия по различным странам.

Почти десять лет он путешествовал по университетам Европы, где, по его словам, слушал лекции медицинских светил в крупнейших учебных заведениях, включая медицинские школы Парижа и Монпелье, и побывал в Лиссабоне. Он пешком прошёл через Англию, Германию, Шотландию, Италию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Швецию, затем отправился в Литву, Польшу, Венгрию и Хорватию. Он также посетил скандинавские страны, Россию, Константинополь, Африку и Палестину.

Общаясь с людьми, он везде задавал вопросы и запоминал секреты искусства врачевания. Он общался не только с докторами, учеными, алхимиками и предсказателями, но и с обычными пастухами, евреями, цыганами, палачами, банщиками и цирюльниками. Он старался узнать, как они ухаживают за больными и какие средства применяют. Парацельс беседовал с пожилыми целительницами и повитухами; на основе множества бесед с ними он написал «Книгу о женских болезнях». В те времена женщины не решались обращаться к медикам-мужчинам со своими проблемами и недугами.

Если Парацельс считал что-то полезным, он не стеснялся учиться даже у бродяг, цыган, колдунов и ведьм.

Они открывали ему свои секреты целебных отваров, способных остановить кровь, снять порчу и вылечить различные недуги.

На этом основании католическое духовенство, знати и близкие к ней медики часто обвиняли Парацельса в связях с низшими слоями общества, в бродяжничестве, пьянстве и некомпетентности как учёного-медика.

Как медик, Парацельс участвовал в военных кампаниях, где накапливал опыт и знания. Он служил военным хирургом в имперской армии в Италии, работал фельдшером в нидерландском войске, был лекарем на службе у короля Дании Христиана и снова фельдшером в нидерландском войске. Солдаты прозвали его «отчаянным» за то, что Парацельс никогда не оставался в лазарете, а всегда находился рядом с ранеными на поле боя.

В Лионе он устроился в похоронную контору, где занимался бальзамированием тел, получив доступ к трупам и сделав множество открытий о строении человека.

Другие медики того времени пренебрегали подобной информацией.

Узнав о вспышке чумы в Штерцинге, Парацельс отправился в этот город. Он обходил дома больных, готовя свои лекарства, и пытался понять, в чем причины этой ужасной болезни и как можно предотвратить эпидемии, какими средствами следует лечить пациентов.

После окончания эпидемии Парацельс стал ненужным в Штерцинге и покинул город.

В возрасте тридцати двух лет Парацельс вернулся в Германию, где вскоре прославился после нескольких случаев исцеления тяжело больных.

В 1526 году он приобрёл право бюргера в Страсбурге, а в 1527 году по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом в крупном швейцарском торговом городе Базеле, где ему удалось вылечить одного богатого человека, которому не смогли помочь лучшие врачи города. В 1527 году, по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии.

На первой же лекции Парацельс поразил студентов тем, что на их глазах сжёг произведения Галена и Авиценны, заявив при этом, что даже завязки его башмаков знают больше, чем они.

Чтение лекций в университете стало приносить ему неплохой доход, так же как и врачебная практика.

Лекции Парацельс проводил не на латинском, а на немецком языке.

Ученики весьма уважали Парацельса, а его коллеги, наоборот, были настроены против его новаторских идей. В 1528 году Парацельса отстранили от преподавания, и он покинул город.

Добравшись до Нюрнберга, Парацельс обратился к городским властям с просьбой доверить ему безнадёжных больных. Городской совет выделил ему несколько человек с слоновой болезнью для лечения. Парацельс в короткие сроки вылечил их, не взяв с них никакой платы. Данные об этом хранятся в городском архиве.

Парацельс хотел остаться в Кольмаре, где о нём говорили как о искуснейшем враче, чтобы заняться врачебной практикой, но, увы, не смирившись с невежеством и шарлатанством людей, облачённых в докторские мантии, он покинул город, пробыв в нём всего полгода.

Парацельс разработал несколько эффективных лекарств. В 1530 году в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге он перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 года завершил здесь многолетний труд о происхождении и течении болезней «Парамирум» (1532). В 1533 году он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Картинии» (1535).

Парацельс описал заболевание горняков — «Шнеебергская лёгочная болезнь».

Это заболевание шахтёров оказалось связано с воздействием ионизирующих излучений радона и краткоживущих продуктов его распада, которые накапливаются в воздухе плохо вентилируемых шахт.

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях