Овербукинг: авиакомпании против пассажиров

Овербукинг: авиакомпании против пассажиров

На днях транспортная прокуратура Новосибирска наложила штраф в размере 30 тысяч рублей на авиакомпанию «Сибирь» (S7) за нарушение прав пассажиров.

Семь пассажиров, купивших билеты на рейс из Новосибирска в Сургут, не были допущены к посадке с объяснением «превышение количества билетов над количеством мест на борту».

Стоит отметить, что в гражданской авиации существует термин «овербукинг». Это ситуация, когда перевозчик или его агенты реализуют больше билетов, чем есть мест для посадки. Таким образом авиакомпании пытаются гарантировать полную заполняемость самолета, полагая, что некоторые пассажиры в последний момент откажутся от полета или опоздают на регистрацию, и таким образом сознательно ущемляют права своих клиентов.

Схожий случай имел место в аэропорту Шереметьево. Десятки пассажиров «Аэрофлота», многие из которых уже прошли регистрацию и получили посадочные талоны, не смогли вылететь в Бишкек, Шарм-эль-Шейх и Стамбул. Люди собрались у представительства компании, прямо в аэропорту записали эмоциональное видеообращение и разместили его в социальных сетях. Однако, насколько нам известно, никто не подал иск в суд.

Ситуация с наказанием «Сибири» в этом контексте весьма показательная. В Новосибирске недовольные пассажиры решили отстоять свои права. Но в итоге громкое дело обернулось незначительным результатом. С момента подачи иска по делу, не требующему серьезных разбирательств, до принятия решения прокуратуры прошло четыре месяца. А поскольку те жалкие 30 тысяч будут направлены в бюджет, о материальном удовлетворении истцов речь вообще не идет.

 Похожие случаи стали возможны, так как овербукинг не имеет законодательного регулирования. Даже определения этого термина нет в законах. Поэтому авиакомпании могут без проблем продавать лишние билеты.

— Что касается отказов в посадке пассажиров, купивших билеты, то штрафы следует увеличить как минимум в четыре раза, — утверждает заслуженный пилот СССР, бывший зампред МАК Михаил Терещенко.

Но как быть с компенсацией для пассажиров, которые по вине компании не смогли попасть на рейс? Например, в США в таких ситуациях перевозчик выплачивает пассажиру 1000-1400 долларов. Почему же наши депутаты, заботящиеся о народе, до сих пор не приняли закон, по которому наказание за овербукинг составит не 30 тысяч, а 3 млн рублей, причем не в бюджет, а пострадавшему? Это же абсурдно. Человеку причиняется прямой материальный ущерб, а компенсацию получает… государство!

Как избежать ситуации с овербукингом?

  • Регистрируйтесь на рейс на сайте авиаперевозчика, лучше заранее. Приходите в аэропорт заблаговременно, чтобы успеть сдать багаж и получить посадочный талон.
  • Если вы не попали на рейс, а альтернативные варианты вам не подходят, важно зафиксировать факт отказа в перевозке. Таким документом может служить маршрутная квитанция электронного билета, посадочный талон с отметкой авиакомпании или справка, которую можно получить на информационной стойке аэропорта.
  • Если пассажира не допустили на рейс, это считается односторонним отказом от исполнения обязательств со стороны перевозчика, что запрещено ст. 310 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, авиакомпания обязана в полном объеме компенсировать понесенные убытки (ст. 15 ГК РФ).

Виталий Игорев

Источник: mirnov.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях