в

От кадрового голода регионы спасет удаленное образование

От кадрового голода регионы спасет удаленное образование Онлайн-образование в вузах может помочь российским предприятиям постепенно ликвидировать нехватку сотрудников.

Возможности онлайн-магистратуры сегодня используются недостаточно, для того чтобы обеспечить экономику регионов необходимым количеством квалифицированных кадров. И все же потенциал этого сектора в масштабах экономики сложно переоценить. О том, какие сложности наблюдаются у работодателей и что ждет поколение студентов, которые уже учатся и будут поступать в вузы в ближайшие годы, News Russia Media рассказал основатель Фонда развития онлайн-образования (ФРОО) Тарас Пустовой.

Предприятия «голодают»

Квалифицированных специалистов, особенно для работы с цифровыми технологиями, сегодня недостает даже в столице. А регионам, особенно отдаленным, рассчитывать на решение кадрового вопроса не приходится как минимум ближайшие годы, а возможно, что и десятилетия. Это, по понятным причинам, тормозит и развитие экономики, в первую очередь, региональной. 

Дефицит кадров – сегодня одна из первостепенных задач, которую приходится решать на всех уровнях: от госвласти до руководства предприятий различного масштаба. И, ожидают эксперты, проблема будет только обостряться. Например, в Korn Ferry Hay, компании, которая занимается организационным консалтингом, ожидают, что к 2030 году на российском рынке труда будет не хватать 2,8 млн специалистов. Только по этой причине за указанный период наша экономика потеряет до 297 млрд долларов.

Не хватает всех: и обычных работников, и руководителей. И чтобы найти нужных сотрудников компаниям приходится искать нужные кадры в других регионах. Особо остро стоит проблема в секторах (а их в последнее время все больше и больше), до которых добралась цифровизация – повсеместный тренд последнего времени, получивший актуальность на фоне пандемии и связанного с ним перехода большинства компаний на удаленный формат работы. 

Кого не хватает?

По-хорошему, всех. Но, в первую очередь, кадров не хватает медицине, сфере услуг, образованию… Но везде нужны люди с новыми digital-компетенциями. Так, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий подсчитала, что совокупная годовая потребность высококвалифицированных ИТ-кадров в организациях ИТ-сферы составляет около 116 тыс. человек в год. Годовая потребность в кадрах средней квалификации в ИТ-сфере составляет около 31 тыс. человек. При этом общая годовая потребность в высококвалифицированных ИТ-кадрах к 2024 году увеличится на четверть и достигнет значения 290-300 тыс. человек в год.

Между тем, указывают в компании Kelly Services, наибольший дефицит кадров в России сегодня наблюдается в строительной отрасли, на складах и в логистике, ритейле, здравоохранении и фармацевтике. Также недостает сотрудников на производствах, в строительстве и в сельском хозяйстве. И самое страшное, что сегодняшнее образование не позволяет готовить необходимое количество кадров нужной специализации и достаточной квалификации, чтобы поддерживать развитие экономики как регионов, так и страны в целом.

Учиться, учиться и еще раз учиться

В самом деле, если не спасти экономику, то как минимум выправить положение могла бы трансформация современного процесса образования. И тот самый тренд на цифровизацию, который и привел к возникновению больших сложностей на рынке труда, мог бы стать спасением для большинства работодателей. Но только если уже сегодня вузы сделают необходимые выводы и правильно выстроят обучение нынешних студентов. 

Аксиома уже прозвучала — чтобы экономика регионов страны развивалась, нужны специалисты, которые будут ее поднимать и развивать. И чтобы утолить кадровый голод и вывести на рынок в сотни раз больше специалистов, их нужно обучить. Но как обучать, если в региональных вузах также не хватает профессоров, качество обучения зачастую крайне низкое, а количество специальностей и самих студентов ограничено? Если не избавиться от проблемы, то как минимум снизить ее остроту могло бы активное использование современных образовательных технологий, в частности, онлайн-магистратура.

Дистант дистанту рознь

Нужно понимать, что удаленные образовательные технологии подходят не всем. Огромное количество родителей в период введения дистанционки из-за пандемии жаловалось на нехватку устройств для обучения, недостаточную квалификацию педагогов, нежелание детей учиться, да и в принципе на то, что дети самостоятельно должны осваивать учебные предметы. И эти жалобы вполне обоснованны – по крайней мере в отношении школьных предметов.

Следующая образовательная ступень, если родители и ребенок решают получить высшее образование — это бакалавриат. В нашей стране только начинают запускаться онлайн-программы первой ступени высшего образования, тогда как в мире уже есть вполне полноценный выбор образовательных программ. Но надо понимать, что сегодня существуют серьезные административные препятствия для запуска таких программ, много нерешенных организационных и законодательных вопросов.   

Если же говорить о магистратуре, то это даже не первая ступень современного высшего образования, бакалавриат, на которую приходят вчерашние школьники. Магистратура – ступень для тех, кто сознательно выбирает именно высшее образование.  Туда приходят студенты, которые умеют и хотят учиться. Они готовы овладевать знаниями, в том числе и при помощи самостоятельной работы. И им дистанционка может быть очень полезной. Как и студентам с ограниченными возможностями – они смогут учиться в топовом российском вузе, не переезжая.

Онлайн-магистратура – это образовательная программа второго уровня в вузах, а не некие интернет-курсы с получением непонятного сертификата в итоге. Да, она проходит полностью в дистанционном формате, но все требования к студентам, как в обычных вузах, сохраняются. Учащимся предоставляются видео-лекции, задания, текстовые материалы и контрольные тесты. На протяжении всего периода обучения преподаватели сопровождают студентов, оказывая им методическую и консультационную поддержку и контроль результатов обучения. Предполагаются групповые  вебинары  и индивидуальные онлайн-консультации, проектные сессии и хакатоны в дистанционном формате. То есть речи о самостоятельном освоении программы не идет.

Поступить в бакалавриат и онлайн-магистратуру сегодня может практически любой студент. Причем выбрать уже можно из большого количества крупных и известных учебных заведений. Как правило, программу вступительных  испытаний можно найти на сайте вуза.  Но тут гораздо важнее внутренняя мотивация человека, его осознанный выбор и стремление овладеть востребованными компетенциями, ведь никто не будет его упрашивать учиться. 

Сложно ли учиться?

Сегодня как минимум крупные российские вузы предоставляют желающим возможность обучаться в онлайн-магистратурах. А ведь именно там сосредоточено самое значительное количество ведущих специалистов с мировым опытом, которые обладают навыками работы в дистанционном формате. Более того: эти программы обычно достаточно гибкие в плане выбора специальности, способов обучения и даже оплаты.

Фактически удаленное образование – реальная возможность студентам из отдаленных регионов обойтись без проживания в общежитии или поиска съемной квартиры в Москве или Санкт-Петербурге. Но тут есть не только плюсы. Реальность обучения удаленно определяется финансовыми возможностями студента – ведь нужно выбрать не просто образование, а востребованную профессию, а также силой собственной мотивации. К вступительным испытаниям, как опыт показывает, подготовиться не сложно. Сложно выделить время и проявить настойчивость, чтобы взять от обучения все, что можно. 

Надо понимать, что онлайн-магистратура подходит для мотивированных, самостоятельно мыслящих и целеустремленных студентов, которые знают, что хотят, и готовы работать в своем темпе, овладевая нужными компетенциями. Отличие от традиционки заключается в том, что коммуникация с преподавателями осуществляется опосредованно через используемые технологии и сервисы электронной информационно-образовательной среды. 

И интенсивность такого общения, как показал экстренный переход на дистанционное обучение в период пандемии, оказывается даже выше, чем в очном обучении. Но если человек предпочитает обучаться face-to-face и располагает временным ресурсом для посещения очных занятий, это его выбор. В любом случае, и очные занятия, и обучение онлайн требуют концентрации внимания, настойчивости и нацеленности на результат, а это уже не во власти преподавателя.

Современные образовательные технологии сделали огромный прорыв за последние несколько лет, дав студентам из любой точки возможность получать образование лучших ведущих вузов страны и мира в режиме онлайн-магистратур. И если вузы, а за ними и промышленность – будут поддерживать эту тенденцию, это позитивно скажется на российском рынке труда. Как уже отмечалось — в первую очередь, на региональном уровне

Источник: newsrussia.media

Присоединяйтесь к нам в Google News, чтобы быть в курсе последних новостей
Love
Haha
Wow
Sad
Angry
Вы отреагировали на "От кадрового голода регионы спасет удаленное об..." Только что