Омбудсмен Ольга Ярославская в интервью “МК” прокомментировала ситуацию вокруг семьи 9-летней студентки Алисы Тепляковой, которая с момента зачисления в МГУ столкнулась с буллингом.
Особенно остро ситуация сложилась во время сдачи экзаменов, а точнее отсутствия таковой возможности. У педагогов возникли предположения, что отец девочки просто натренировал ее память, а материал ею не усвоен в должной мере.
Уполномоченная по правам ребенка отметила, что от девочки педагоги отвернулись сразу после того, как у нее возникли незначительные проблемы. Причем никто совершенно не задумывается, что в дальнейшем травля может негативно отразиться на психике не только Алисы, но и других детей Тепляковых, которые позднее прочитают в СМИ все обсуждения и хейт.
Ярославская также пояснила, что Тепляковы никаких законов не нарушали, и все требования изъять у них детей не обоснованы, так как они полностью ухожены и получают в домашнем режиме образование, что не запрещено на законодательном уровне.
Другой вопрос в том, что на сегодня система образования показала свою несостоятельность в плане развития и работы с одаренными детьми.
Сейчас собрана группа экспертов, включающая представителей Роспотребнадзора, ведущих педагогов и психологов, а также омбудсменов, которые будут разрабатывать правила оценки не только предметных знаний ребенка, но и его зрелости, личностного и психологического развития, а также эмоционального интеллекта. Потому как только в комплексе можно понять готов ли ребенок к поступлению в ВУЗ досрочно или нет.
В то же время Ярославская подчеркнула, что каких-либо возрастных ограничений вводить не стоит, так как необходимо проводить оценку готовности одаренных детей именно в комплексе. Ведь таким детям также как и детям с ОВЗ необходим индивидуальный подход.
“Дети Тепляковых находятся на семейном обучении, поэтому ни разу не была дана внешняя оценка способностям Алисы. Семья ничего не нарушает. Но и семейное образование, если посмотреть, требует доработки. Я предлагаю поговорить про детей, которые показывают какие-то выдающиеся успехи в учебе, но при этом эти семьи сами решают свои проблемы, система их не поддерживает”, – пояснила Ярославская.
Помимо этого, дорабатывать, по мнению Ярославской, необходимо и формат сдачи ЕГЭ, так как, согласно федеральному образовательному стандарту (ФГОС), у учеников оцениваются личностные достижения, межпредметные связи и умение ими пользоваться, и только потом знание предметов.
“И если сейчас портфолио покроет этот дефицит, то у нас значительно упростится аттестация таких малолетних дарований”, – пояснил омбудсмен.
В то же время защищать отца девочки она не стала, отметив, что он выбрал неверный формат общения. Более того, она подчеркнула, что с семьей надо было начать работу еще в тот момент, когда девочка оканчивала школу экстерном.
Именно в тот момент появилась необходимость в составлении “индивидуальной маршрутизации” для Алисы, и, возможно, при грамотной работе сегодняшняя ситуация не возникла бы.