После Владивостока и Калининграда основные события стратегического учения «Океан-2024» переместились в Североморск – главную базу Северного флота. Сюда же прилетел пул журналистов, освещающих океанские маневры. Погода на Севере приветлива. Кто бы мог подумать, что именно здесь мы, наконец, встретим жаркое солнце?
Эпизоды боевой работы стратегических учений ВМФ отрабатывались уже на военном аэродроме Североморск-1. Как рассказал встретивший нас генерал-майор Игорь Чуркин — начальник штаба авиационного корпуса морской авиации Северного флота, военная авиация уже в работе. Самолеты выполняют вылеты на выполнение учебно-боевых задач.
— Если вы заметили, здесь стоит только один запасной самолет. Остальные – в небе, — отметил он.
Генерал добавил, что задействованы все тактические группы противолодочных самолетов. Они ведут поиск подлодок условного противника. Кроме того, проводят занятия по поисково-спасательным работам и воздушной разведке.
К «Океану-2024» на Северном флоте готовились усердно в течение всего года. Двигались от простого к сложному. Самое сложное, соответственно — это итоговое учение.
Лейтенанты приходят в морскую авиацию ежегодно. Втягиваются в дело сразу — вовсю летают на Миг-29. Ребята, по словам генерала Чуркина, приходят талантливые. А на Ан-26 в экипаже у них даже летает девушка по имени Аня.
Рано утром вылетела группа самолетов в сторону Северного полюса, дозаправились в воздухе. Вторая, после нее, вылетела на запад, работала в северо-восточной части Атлантики. Третья работала в районе Балтийского моря.
Вскоре в небо взмыл вертолет Ка-29. Их используют для тех же целей, что и «большую авиацию», но на меньшую дальность.
Вертолет принял на борт стрелковую группу и быстро взмыл в небо. Ему предстояло работать по беспилотным катерам условного противника в Кольском заливе. Потом за группой бойцов спустился и другой вертолет – транспортный Ми-8. Его задачи поначалу не раскрывали.
Когда «вертушки» ушли из видимости, внезапно раздались выстрелы. Зазвучала сирена. Так начался розыгрыш эпизода учения — «отражение атаки диверсантов». На вертолетной стоянке завязался стрелковый бой. Откуда ни возьмись «противник» пробрался на бронемашине в самый центр аэродрома. Вопиющая дерзость! Наши бойцы сразу открыли по нему огонь. «Плохиши» укрылись за машиной, тянут время. Вскоре стало понятно почему.
На подмогу «противнику» вылетели дроны. Но не тут-то было. Пост воздушного наблюдения не дремлет — развернули противодронные ружья, нацелили автоматы. Спустя секунды птички сбиты. Но диверсанты еще не повержены.
На помощь пешей группе прибыл тот самый Ми-8. Атаки с воздуха «противник» не ожидал. Как не ожидал и того, что к ним присоединятся истребители… Пока «диверсанты», разинув рот, думали что делать, бойцы подобрались к ним сбоку и уничтожили. Кое-кого удалось взять в плен. Диверсия окончилась полным провалом.
Не успели стихнуть звуки стрельбы, как сбоку от нас зашумели винты самолета Ил-38. Громадина «завелась», медленно вышла с «парковки» и поехала на взлетку.
Все утро Ил-38 готовился к учебной поисково-спасательной работе. Для этого самолет оснастили специальными контейнерами КАС-150. Всего контейнеров четыре: один из них предназначен для спасения людей во льдах, остальные — для спасения на воде. Грузы десантируют из самолета. Внутри находятся плавсредство, рация, палатка и даже меховое обмундирование от замерзания.
«Большого брата» взялись сопровождать четыре истребителя — Су-30СМ, Су-33 и пара МиГ-29. На прощание авиационная группа прошла над аэродромом на максимально малой высоте — пара сотен метров. Так, в компании самолет Ильюшина отправился на учебные поиски. До указанного района ему предстояло пролететь две тысячи километров… Задача истребителей — безопасно вывести его на оперативный простор. А потом встретить и сопроводить «домой».
А вот «сушки» вернулись совсем скоро и продефилировали в воздухе. Безусловно, не только красоты ради. Маневрирование в воздухе в паре — обязательный элемент подготовки летчиков. Эти двое показали сложный пилотаж — «мертвые петли», виражи. Все это — бок о бок.
Рев двигателей, самолеты мигом набирают высоту, скрываются за облаками, совсем уходят из вида. Внезапно появляются сзади и уходят на очередной вираж. Так выглядела одна из «мертвых петель».
Когда видишь, как уходит в пике истребитель, нельзя забывать и о том, кто его «выхаживает». Заместитель командира корпуса по инженерно-авиационной службе полковник Сергей Щербаков уточнил, что работа в арктической зоне имеет свои особенности. В том числе и у тех, кто поддерживает исправность самолетов.
— МиГ-29К стоят на вооружении только в нашем авиационном корпусе. У них высокие боевые характеристики, в работе он незаменим, поэтому и ремонт и обслуживание должны занимать кратчайшие сроки. Ремонтопригодность их высокая, это тоже большой плюс. Особенно в жестких условиях Заполярья, — сказал полковник.
Он отметил, что МиГ-29 зарекомендовал себя с хорошей стороны еще в Сирии. Он современный и надежный, даже в таком суровом климате. В чем же отличие самолетов корабельного базирования? По словам полковника Щербакова, их немало. В открытом море, в случае чего, так просто на аварийную посадку не выйдешь. Поэтому нужно иметь возможность задействовать дополнительные резервы. Также укреплена и сама конструкция, начиная от шасси, заканчивая крыльями.
— За один вылет нужно выполнить больше задач. Поэтому, например, корабельный Су-33 имеет больше точек подвески, чтобы нести больше оружия, — добавил замкомандира.
«Акула» под прикрытием
В заключительный день учений журналисты вновь вышли в море на военном корабле, чтобы посмотреть на действия Северного флота на морском полигоне. На борт нас радушно приняло небольшое спасательное судно. Качка на волнах внушительная, но если находиться в каюте — даже убаюкивающая.
Все дальше от нас пристань, все меньше 17-метровый памятник «Героям североморцам». Путь лежит в Кольский залив.
Рядом чернеет подводная лодка — главный «персонаж» сегодняшнего действа. Это тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта «Акула». На борту — межконтинентальные ракеты. В преодолении узкостей его сопровождают несколько патрульных катеров.
Когда проходили наиболее тесное пространство, с берега в сторону подлодки направились пара безэкипажных катеров — бэк. Очевидно, это диверсия условного противника. Хотят застать врасплох. Патрульные катера разворачиваются к «неприятелю» и незамедлительно открывают огонь из пулеметов. Первый бэк уже задымился. Второй пока успешно маневрирует на пути к цели. Но вскоре и его постигает та же участь. Вроде бы, отбились. Тем временем слышатся звуки стрельбы на побережье. И туда условный противник направил диверсионную группу. Бои продолжаются минут десять, пока незваного гостя окончательно не отправляют на корм рыбам.
После этого, как ни в чем не бывало, отправились дальше. До залива еще идти и идти. Много ли подобных препятствий встретится еще на пути?..
— Исторически так сложилось, что подводные силы — главная ударная сила флота. Данный стратегический ракетоносец — носитель межконтинентальных ракет «Синева». Ракета способна преодолевать огромные расстояния, нанося сокрушительные удары противнику, — прокомментировал происходящее начальник штаба командования подводных сил контр-адмирал Степан Кельбас.
Эпизод выхода атомной подлодки из пункта базирования, по его словам, отрабатывается не случайно. До момента погружения она наиболее уязвима. Когда погрузится — найти ее уже практически невозможно, поэтому сможет действовать самостоятельно. Для этого лодка обладает высокой маневренностью и скрытностью. Но до погружения ее необходимо прикрывать от ударов с воздуха и моря.
Такие учения, пусть и не столь масштабные, проводятся на Северном флоте регулярно.
— Отрабатываем вопросы выхода подводных лодок, защиты пунктов базирования. Мы регулярно получаем информацию из зоны СВО, и учитываем опыт боевых действий в учебных целях, — подчеркивает контр-адмирал.
К слову, он и сам раньше командовал личным составом подобных подлодок. Поэтому о подготовке подводников знает не понаслышке. А еще под его командованием ядерная подлодка совершила пуск на рекордную дальность — порядка 11 тысяч километров.
По его словам, «Акула» может автономно работать порядка трех месяцев. Конечно, оставаться в море можно и дольше — но даже подготовленным подводникам находиться в замкнутом пространстве столь длительно было бы тяжело.
Сейчас на смену приходят новые подводные лодки класса «Борей». Они активно поступают на вооружение флота. Их характеристики кратно превышают показатели предшественников. Но и «Акула» все еще очень эффективна. Она не раз модернизировалась и улучшалась.
Тем временем мы вышли в залив. Здесь наша корабельная группа значительно пополнилась. По левому борту показались большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», крейсер «Маршал Устинов» и малый противолодочный корабль «Снежногорск». Впереди уверенно идут два тральщика — смотрят, нет ли на пути подводных мин.
Здесь для «Акулы» настало время погружения. С ней мы провели в море долгое время и в какой-то мере сроднились. Как гигантский черный кит, подлодка медленно ушла под воду. Теперь ей предстояли свои задачи на глубине.
А вот корабли только приступили к учебным задачам. В небо поднялись вертолеты Ка-27. Ищут «вражеские» подлодки. Одна из «вертушек» погружает в море специальный локатор. Так и засекли «противника». Противолодочные корабли ударили реактивными бомбомётными установками. Выпустили глубинные бомбы. Заметив корабли «противника», вышедшие на помощь субмарине, отработали по ним корабельной артиллерийской установкой Ак-630.
По словам начальника штаба Кольской флотилии разнородных сил капитана 1 ранга Олега Гладкого, подобные «сюжеты» на Северном флоте отрабатываются регулярно. В том числе с участием атомных субмарин.
— Атомным подводным кораблям уделяется особое внимание командованием флота. Особенно обороне и обеспечению боевой устойчивости, — заключил Гладкий.
На этом морской «экшен» для журналистов завершился. Обратно — часа три ходу. Потом воздушный борт до Москвы. Для нас, журналистов, учения «Океан» завершились.