Педагогическое начальство старается под эту задачу корректировать учебные программы, включает туда разговоры о важном, патриотизм, религиозную грамоту. Программа становится все обширнее, отнимая все больше времени и у школьников, и у педагогов.
Специалисты Минпросвещения нашли в программе еще одну дыру и решили ее законопатить предметом «Семьеведение». Семейные отношения — это материя куда более тонкая, хрупкая и деликатная, чем даже патриотизм, здесь требуются особые подходы. Поэтому изначально появление в школах семьеведения, пусть пока даже в старших классах, вызвало острую дискуссию среди педагогов. Член совета профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков высказал опасения, что еще один предмет будет новой обязаловкой для детей, которые и без того перегружены. Нагрузка может возрасти и для учителей, а она, как известно, и так немаленькая. «Здоровой пропаганды семейных ценностей в школе не может быть ввиду того, что в школу хотят запихать все и вся. Не понимают наши чиновники, что образование — это тонко налаженная система, она пытается сохраниться в этих условиях, но ее постоянно бьют то с одной стороны, то с другой», — сожалеет эксперт.
«Если будет просто урок семьеведения, а вокруг будет твориться бог знает что — это не просто бессмысленно, но вредно, — утверждает детский психолог Ирина Медведева. — Атмосфера в стране должна быть пропитана духом традиций, то есть нормальной семьи, нормальных отношений. Это должно быть разлито в воздухе. А то, что расскажут на уроке, может крайне отличаться от того, что ребенок увидит в своей семье».
Эксперты сходятся во мнении, что пока в стране не наладится материальное и нравственное положение в семьях, уроки семьеведения не будут иметь должного эффекта и даже могут иметь резко обратный. К тому же вводить новый предмет, который напрямую связан с тонкостями человеческих отношений, с любовью, выбором человека, — это не научно, как это преподавать?
И вишенка на торте: внеурочный курс семьеведения, который появился в школах, был разработан спустя рукава, заявила заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова. Процесс курировало Министерство просвещения, но некоторые разделы курса вызвали возмущение многих родителей и родительских организаций. Профильный институт, который это разрабатывал, отнесся к своей задаче халатно.
Предупреждали же ведомство министра С. Кравцова, что семьеведение — очень деликатная тема.
Павел Максимов.