Мировой интерес к шоколаду резко упал, несмотря на снижение цен и использование более доступных заменителей сырья. Согласно данным Bloomberg, в Европе количество переработки какао достигло минимального показателя за последние десять лет. Похожие тенденции наблюдаются и в Азии, и в Северной Америке. Что касается России, то большинство потребителей стали менее заинтересованы в шоколадных продуктах. За последние несколько лет их стоимость увеличилась как минимум в два раза.
Отрасль вступает в «новую норму» с высокими затратами, что требует от участников рынка постоянной адаптации, отмечает старший аналитик нидерландского корпоративного банка Rabobank Джулия Бюх. По мнению экспертов, комбинация дорогих традиционных сладостей и более дешевой продукции с заменителями какао создает неопределенность для долгосрочных прогнозов спроса на какао-бобы в мире. Это означает, что переработка этого сырья становится экономически невыгодной по сравнению с другими растительными аналогами. По данным исследовательской компании Circana, в Северной Америке продажи шоколадных конфет упали на 21% за год.
Конец 2024 года ознаменовался беспрецедентным ростом цен на какао-бобы. В декабре на лондонской товарной бирже ICE стоимость фьючерсного контракта на какао достигла $12 тысяч за тонну, что стало историческим рекордом. Основные причины – неурожай в ведущих странах-производителях, таких как Кот-д’Ивуар и Гана, вызванный болезнями деревьев, изменениями экосистемы и нехваткой инвестиций в сельское хозяйство.
— Текущая ситуация с мировым спросом на шоколад, снизившимся на одну пятую, объясняется просто: это результат серьезного разрыва между прошлогодним скачком биржевых цен на какао-бобы (вдвое по сравнению с уровнем 2023 года) и теми ценами, которые установили в своей конечной продукции производители шоколада, — комментирует ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — В Кот-д’Ивуаре, который производит до 50% всего мирового объема какао-бобов, сложились крайне неблагоприятные погодные условия, как и в Гане и Перу. Производителям пришлось закупать значительно подорожавшее сырье, и свои финансовые показатели они планировали с учетом определенного временного цикла переработки. Это, в свою очередь, сказалось на ценах, которые выросли примерно на треть и закреплены в прейскурантах на ближайшие полгода. Ничего удивительного: подобные ситуации периодически происходят и на рынке кофе.
Производственный цикл нельзя сократить: с момента сбора урожая в одной стране до начала производства шоколада на фабрике в другой стране проходит как минимум несколько месяцев. В Швейцарию, Бельгию или США нужно еще доставить какао-бобы, которые по пути будут «дозревать» до нужного состояния. Если говорить о спросе, стоит отметить, что он снизился неравномерно по регионам мира. В Европе этот спад более заметен, чем в Китае и других странах Восточной Азии, например.
— Когда можно ожидать снижения цен на шоколадную продукцию в мировой рознице?
— Думаю, не раньше конца февраля – начала марта 2026 года. Очевидно, что отрасль пытается адаптироваться и приспособиться к меняющимся условиям рынка, новым тенденциям и трендам. В первую очередь, к таким, как замена какао-бобов другими растительными аналогами и резкое увеличение доли различных наполнителей в шоколаде – орехов, ягод, ликеров, кремов, семян, сухофруктов. Текущий год отметился ростом спроса на дубайский шоколад, где реальное содержание какао не превышает 40%. В результате стоимость ядер фисташек возросла с $7,65 до $10,3 за фунт (около 450 граммов).
Таким образом, ожидаемое снижение цен будет сопровождаться увеличением производства альтернативной продукции. Вкусовые предпочтения также меняются. У всех свои особенности. В Европе есть множество школ шоколатье: англичане предпочитают использовать в качестве начинки перец и пряности, швейцарцы – кофе, бельгийцы в последнее время стали ориентироваться на кокос. Все они, включая французов и голландцев, меняют свои линейки за счет более дешевых наполнителей. Кстати, на российском Дальнем Востоке в шоколад добавляют морскую капусту и так реализуют в Китай. Очень активно.
— Насколько устойчив спрос на шоколадные изделия в России?
— Он скорее сокращается. Судите сами: за последние пару-тройку лет шоколад ведущих отечественных марок подорожал вдвое. Стандартная стограммовая плитка с 75-процентным содержанием какао-масла стоит около 200 рублей, тогда как раньше – меньше сотни. При этом на рынке много плиток по 80 грамм, и это уже чисто российский эффект, связанный с высокой инфляцией. В целом же в 2026 году мы увидим более широкий ассортимент шоколадной продукции, причем с еще более выраженной дифференциацией цен. Элитный, премиальный шоколад останется востребованным, поскольку спрос на него стабильно высок. Что касается массового сегмента, здесь есть свои нюансы и подводные камни, связанные с требованиями потребителей к качеству. Например, спрос на трюфельные конфеты не растет из-за снижения их качества.